02.03.2022 09:54
Поделиться

В Татарстане выпустят фильм о после из Багдада в Волжской Булгарии

В Казани подходят к концу съемки документально-художественного фильма "Ибн Фадлан", повествующего о принятии ислама Волжской Булгарией. 1100-летие этого исторического события Татарстан празднует в нынешнем году.
Студия "Хузур ТВ"/Ольга Дерюга

Корреспондент "РГ" выяснил у генерального продюсера и режиссера картины Айназа Мухаметзянова, как идет работа над проектом.

От Ифрата до Волги

Для начала немного истории. В 921 году хан волжских булгар (тюркоязычная группа племен, предки татар) Аламуш направил посольство в Багдад с просьбой прислать мусульманских наставников, а также строителей, которые помогли бы возвести мечеть и, кроме того, соорудить крепость. В то время Волжская Булгария стремилась уйти из-под власти Хазарского каганата и нуждалась в политической поддержке багдадского халифа.

Вскоре тот приказал организовать ответное посольство, секретарем которого стал Ахмед ибн Фадлан. Почти год караван шел в далекую северную страну. Путь пролег через Персию, Бухару, Хорезм, территорию современного Казахстана и Урал. Он был сопряжен со множеством опасностей.

В дороге ибн Фадлан вел путевые заметки, впоследствии ставшие ценнейшим источником сведений о Восточной Европе X века. Он описал быт и нравы разных народов, в том числе башкир, булгар и русов. Собственно, этот материал и лег в основу картины. Здесь есть где разгуляться сценаристам.

- В фильме чередуются документальные и игровые блоки, - рассказывает Айназ Мухаметзянов. - По хронометражу они будут практически одинаковые. Документальная часть несет в себе элементы исследования. Интервью с экспертами порой открывают неожиданные факты, которые позволяют взглянуть на предмет повествования немного по-другому. Что касается игровой составляющей, то мы попытались сделать ее не просто иллюстрацией или реконструкцией, а построить на принципах кинодраматургии, используя все доступные нам средства. Наши герои не являются немыми персонажами, они в кадре говорят.

Кинодебют муфтия

Главную роль, Ахмеда ибн Фадлана, в фильме играет актер Татарского государственного театра драмы и комедии имени Тинчурина Зульфат Закиров. А в образе правителя булгар Аламуша предстает Асан Билялов из Крымскотатарского академического музыкального театра. Всего в съемках участвуют около 20 актеров, представляющих практически все театры Казани. И почти 200 человек задействовано в массовых сценах.

Не обошлось в картине и без постановочных боев. Первая схватка происходит во время покушения хазарских наемников на членов арабского посольства в местечке Баб-ат-Тюрк.

Во второй сцене группа булгарских воинов пытается отбить у хазар дочь правителя Аламуша, которую силой увезли в гарем Хазарского кагана. Любопытно, что в этом эпизоде снялся муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, который увлекается единоборствами.

- Я приятно удивлен его смелостью и новаторством, - делится впечатлениями генеральный продюсер. - Прежде не случалось, чтобы религиозный деятель такого уровня участвовал в кинопроектах.

Погружение в эпоху

Воссоздать историческую атмосферу в фильме было непросто. Все-таки X век - это очень отдаленное прошлое. Авторы в ходе съемок придерживались записок ибн Фадлана, но позволяли себе и некоторые художественные допущения, не повлиявшие на историческую достоверность.

Научными консультантами картины стали член-корреспондент Академии наук РТ Фаяз Хузин, директор Билярского историко-археологического и природного музея-заповедника Зуфар Шакиров, а также сотрудники Казанского федерального университета, эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга, Узбекистана и Ирана.

Булгарские красавицы ждут команды режиссера. Фото: Студия "Хузур ТВ"/Ольга Дерюга

- Поскольку наша территория недостаточно хорошо изучена, у нас было мало материала для визуализации, - поясняет Айназ Мухаметзянов. - Никто не может с большой степенью уверенности сказать, как выглядели вещи в ту эпоху. Но, с другой стороны, это давало некую свободу для художественного выражения. Например, одежда того времени была однотипной для всей Евразии. Но в то же время были какие-то местные, этнические, конфессиональные особенности. Нам необходимо было одеть актеров так, чтобы они не выглядели одинаково, чтобы костюм отражал характер персонажей.

Съемки игровой части "Ибн Фадлана" уже завершены. Сейчас продолжается работа над документальным блоком. Премьера фильма запланирована на май, когда в Татарстане пройдут масштабные торжества в честь 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.

Между тем Айназ Мухаметзянов уверен, что у этого проекта может быть продолжение.

- Учитывая наработанный материал, думаю, было бы логично снять мини-сериал в 6-8 серий о наших предках, - говорит режиссер. - Такого же мнения придерживается и практически вся съемочная команда.

Береза глазами араба

Удивительно, но написанные тысячу лет назад путевые очерки ибн Фадлана и сейчас читаются очень легко, словно приключенческий роман. Интересно увидеть быт народов Поволжья глазами арабского путешественника. Вот так он описал встречу с правителем булгар: "Тогда я вынул письмо халифа и сказал ему: "Не подобает, чтобы мы сидели, когда читается это письмо". И он встал на ноги, - он сам и (также) присутствовавшие знатные лица из жителей его государства, а он человек очень толстый и пузатый (...). Когда же мы кончили, то они провозгласили "велик Аллах!" таким возгласом, от которого затряслась земля (...). Потом я вынул подарки, (состоявшие) из благовоний, одежд, жемчуга для его жены, и я непрерывно возлагал на него и на нее одну вещь за другой, пока мы не покончили с этим. Потом я облек его жену в (почетный) халат в присутствии людей, в то время как она сидела рядом с ним, - таков их закон и обычай. Когда же я облек ее в халат, то женщины рассыпали на нее дирхемы, и мы удалились".

Привлек внимание ибн Фадлана процесс добывания березового сока: "Я видел у них дерево, не знаю, что это такое, чрезвычайно высокое, его ствол лишен листьев, а вершины его как вершины пальмы (...). Жители пробуравливают его и ставят под ним сосуд, в который течет из этого отверстия жидкость более приятная, чем мед. Если человек много выпьет ее, то она его опьянит, как опьяняет вино, и более того".