Смогут ли тюльпаны из Сибири полностью заменить голландские

Тюльпан вряд ли можно назвать символом Сибири, но именно здесь, в теплице энтузиаста и даже, можно сказать, миссионера-цветовода Александра Бурмантова созрела идея полностью вытеснить привозной голландский цветок с российского рынка. Возможно ли это?

Теплица сибиряка рассчитана на 300 тысяч тюльпанов. Сто сортов! Над каждым из них в Голландии селекционеры работали около 15 лет, доводя до совершенства. Работали не зря: белые, желтые, лиловые, зеленоватые, оранжевые, розовые, махровые, с резными краями - здесь невозможно задавать умные вопросы и выслушивать умные ответы, так ошарашивает контраст яркого голландского чуда с серыми новосибирскими сугробами. Хорошо хоть температура бодрящая, европейская весна - не тропики, не надо греть воздух до плюс 30 (наоборот - цветоводу понадобятся холодильники для хранения луковиц). Для цветения температура должна быть ровной, без перепадов - 13-15 градусов. Вентиляция, освещение, полив - все вместе называется микроклимат. Колебаний в микроклимате строгий европеец не потерпит.

Кстати, чтобы не допустить провалов, в теплице есть автономная система отопления. Газовый котел. Если отключат тепло из-за аварии на теплосети (а устранение таких аварий иногда затягивается больше чем на сутки), цветы не погибнут.

Все параметры - от температуры до влажности - у Александра Бурмантова в кулаке - то есть на экране смартфона. О любом отклонении он узнает сразу же - программа оповестит. И ошибку исправит дистанционно. Цифровизация добралась и до садоводов, помогает снизить потери до минимума. Между прочим, по образованию Александр - слесарь контрольно-измерительных приборов. Цветы - это семейное хобби, ставшее бизнесом. "Машинное" образование позволяет внедрять собственные изобретения. Например, цветы у цветовода размещены в три яруса - серьезная экономия площади. Но как добиться одинаковой температуры на каждом ярусе, если теплый воздух по законам физики поднимается вверх? С помощью придуманного Александром вентиляционного рукава. Благодаря ему мужчина может задать и поддерживать в любой части теплицы нужную температуру и влажность, убавлять и прибавлять градусов - почти волшебство.

Опытом сибиряк щедро делится. У него несколько обучающих курсов. Готовится курс - цветочный бизнес с нуля. Начинающим помогут, расскажут, сопроводят, поправят. Потому что бизнес Бурмантова со временем превратился в миссию. Задача - стопроцентное импортозамещение. Весь голландский цветок, который до сих пор везли в Россию, заменить российской продукцией. Те, кому будут дарить тюльпаны, только выиграют - свежесрезанный цветок не идет ни в какое сравнение с тем, который провел в дороге несколько дней. Луковицы только голландские, здесь никакой подмены нет, разводить луковицы в Сибири никто не собирается, результата не будет. А вот вырастить из голландской луковицы крепкого красавца на российской, так сказать, почве, вернее, на питательном растворе, очень даже можно.

- Такой тюльпан будет стоять до десяти дней, - гарантирует энтузиаст. - Будет постепенно раскрываться из плотного бутона, и каждый день он будет разным. Это не то, что вы покупаете сейчас - почти раскрытый цветок, срок жизни которого у вас - максимум три дня.

Но радость и красота - это, конечно, не все. Тюльпан способен на большее! Миссия предполагает развитие местной промышленности - это уже проверено. Например, вентиляторы в теплице отечественные. Завод в нужном Бурмантову количестве их не выпускал - но благодаря спросу увеличил объемы. Растет число цветоводов, крепнет малый бизнес. Появляются новые рабочие места. Расширяется торговля, в конце концов. Кстати, если раньше тюльпаны Бурмантова брали на реализацию в основном продавцы-одиночки, то сейчас подтянулись и сети - он обеспечивает нужное им ровное качество.

- По моим ощущениям, лет пять семь назад мы импортировали 80 процентов тюльпанов, сегодня доля импорта снизилась до 70, - говорит Александр. - Есть огромные возможности для роста.

Мечтая поменять культуру отношения к цветам в России, мужчина в этом году впервые занялся круглогодичной выгонкой тюльпанов. Ну то есть почти круглогодичной, за исключением трех летних месяцев. Круглый год - это значит, что тюльпаны можно будет купить не только к Восьмому марта. "Чаще всего меня спрашивают - а кто же их будет покупать? - признается специалист. - У нас ведь не привыкли, как в Европе, приносить домой цветы просто так, у нас должен быть повод, праздник, особенный случай".

Александр надеется, что эти традиции, обедняющие нашу жизнь, можно поменять. Возможно, он прав. В его цветы невозможно не влюбиться. Это не те чахлые кривоватые цветочки, которые продают на улицах российских городов перед Женским днем. Из теплицы Бурмантова я принесла домой что-то совершенно невероятное. Цветы буквально хрустели от свежести. А распустившись, окончательно сбивали с толку. "Это что, пионы?" - спрашивала дочь. "Цветы - это ведь, прежде всего, эмоция, мы дарим не растение, а эмоции", - говорит Бурмантов.

Кстати, его теплица пустует крайне редко. Кроме тюльпанов, сибирский предприниматель занимается разведением цветочной рассады, а также реализует черенки - укорененные и неукорененные. Когда большинство тюльпанов срезаны и проданы, их место занимают горшки с петуньями и другими цветами.

Арифметика дела Александра Бурмантова

Луковица из Голландии при оптовых закупках обойдется в 20 рублей (цены актуальны на 14 февраля 2022 года). За один цветок из теплиц Бурмантова оптовики платят 42 рубля (все продано, как говорится, на корню). В 22 рубля разницы нужно, кроме прибыли, "уместить" расходы на энергию: электричество и газ, на воду, аренду земли и прочее. Теплица на 30 тысяч цветов (это минимум, позволяющий достичь рентабельности) - от двух миллионов рублей. Это эконом-вариант, уровень сити-фермера. Первоначальные вложения небольшого предприятия - восемь-десять миллионов рублей на 150 тысяч цветов - окупятся, если не допускать потерь, в течение двух-трех лет.