Поделиться

Дома в центре Петербурга оказались под угрозой сноса ради нового моста

В минувший понедельник закончился срок, отведенный на обсуждение изменений, вносимых в закон "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон".

Изменения в законодательстве Петербурга потребовались для начала реализации двух крупных объектов транспортной инфраструктуры города. Сроки окончания того и другого - 2027-2028 годы.

Предполагается, что в ближайшей перспективе в городе появится еще одна переправа через Неву - Большой Смоленский мост, который соединит улицу Коллонтай с левым берегом в районе проспекта Обуховской Обороны. Мост планируется построить разводным, шестиполосным, длиной полтора километра, с несколькими съездами и удобной развязкой. Одновременно с этим в Петербурге появится 12-километровый железнодорожный отрезок, связующий Обухово и новый терминал Высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСЖМ) на площади Восстания.

Правда, тут все не так просто. К этой бочке меда, как водится, прилагается изрядная ложка дегтя. Оба строительства напрямую затрагивают 17 объектов, которые имеют статус исторических построек и находятся под охраной закона. Строительство потребует сноса девяти зданий в локации Московского вокзала и восьми зданий на проспекте Обуховской Обороны. Но чтобы при этом не возникли сложности с нарушением законодательства, которое запрещает что-либо делать с объектами в зоне культурного наследия, потребовалось внесение поправок.

По мнению заместителя председателя Совета Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александра Иванова, внесение сиюминутных изменений в охранное законодательство - не лучший пример ведения дел.

- Соглашаясь на такой путь решения вопросов, мы создаем нехороший прецедент, при котором любой желающий что-то построить может внести свои поправки в действующий закон, - говорит он. - И тогда не совсем понятным становится смысл законодательства, которое будет состоять из исключений. Конечно, мы воспользовались возможностью публичного обсуждения и от лица совета направили свои предложения, в которых призвали отказаться от подобных поправок в закон. Мы считаем, что это проектировщики инфраструктурных проектов должны вписывать свои идеи в существующие ограничения культурных ценностей, а не ломать их под свое видение.

Однако, по словам спикера, шансов на то, что городские власти предпочтут сохранение исторических зданий строительству современных транспортных магистралей, крайне мало.

Впрочем, это совсем не значит, что нужно совсем отказаться от каких-то действий. Тем более что у ВООПИиК уже есть некоторый опыт сотрудничества. Даже в рамках проектировочных работ по строительству терминала ВСЖМ. Благодаря участию в рабочей группе специалистам по охране памятников удалось сократить количество зданий, предназначенных к сносу, с 20 до девяти объектов.

- Нам вместе с проектировщиками удалось найти другие решения, кроме уничтожения зданий исторической постройки, - говорит Александр Иванов. - К сожалению, в противоположность такому подходу специалисты, работающие над развязками возле Смоленского моста, проявляют абсолютную неготовность к диалогу и не идут на контакт.

Между тем даже тут есть варианты, при которых можно обойтись "малой кровью". По словам заместителя председателя совета ВООПИиК, в их распоряжении есть проекты альтернативных съездов и заездов на мост, которые позволяют сохранить как минимум семь из восьми зданий проспекта Обуховской Обороны.

На данный момент власти готовы принести в жертву пять зданий 1917 года постройки, одно - 1901 года, еще два - 1871 и 1851 годов. Среди них - одно особенно ценное для истории города и его блокадных страниц. Дом №54 по проспекту Обуховской Обороны - типовая постройка XIX - начала XX века. В довоенные годы здесь располагалась школа, где училась известная ленинградская поэтесса, будущий "голос блокадного города" Ольга Берггольц. Во время Великой Отечественной здесь находился пункт формирования народного ополчения.

- Казалось бы, такие моменты должны как минимум вызвать серьезную общественную дискуссию, - удивляется Александр Иванов. - Между тем все происходит так, как будто это обычное, никому не нужное строение, которое легко пустить под бульдозер.

Впрочем, в самом КГИОПе считают, что, поскольку необходимость внесения изменений в Закон N 820-7 обсуждается уже с ноября прошлого года, то к разговору был привлечен достаточно широкий круг специалистов.

В комитете подчеркнули, что рабочая группа, которая занимается строительством терминала у площади Восстания, поддержала внесение изменений в закон. А в ходе проектирования терминала продолжает пообъектно рассматривать предлагаемые варианты реконструкции исторических зданий территории складов Кокоревых. Там уже гарантированно будут сохранены основные исторические корпуса.

И если с проектантами от РЖД специалистам из ВООПИиК удалось найти общий язык, то в случае с проектированием моста вопрос пока открыт. Как сказал Александр Иванов, они направляли варианты съездов со Смоленского моста с более бережными решениями развязок губернатору Петербурга с просьбой их рассмотреть. В обществе охраны памятников очень надеются на то, что проектировщики выйдут на конструктивный диалог с общественностью.

Впрочем, у города есть еще один вариант спасения исторических зданий - перенос некоторых из них на территории вне зоны строительства. Технически такое возможно. Правда, пока никто не просчитывал стоимость подобных работ.

К лету все дела, связанные с проектированием обоих объектов, должны завершиться. Тогда строительство перейдет в активную фазу, и поменять что-либо будет уже невозможно. История пойдет под снос.