Для лучшего понимания приведем следующую условную ситуацию. Представитель КМНС постоянно живет в каком-нибудь большом, далеко отстоящем от его родительского дома городе, работает по найму или занимается бизнесом. При желании он может позволить себе несколько раз в год прилетать на малую родину и вволю, без каких-либо ограничений, охотиться. То есть на равных пользоваться правом, предоставленным коренным северянам, для которых охота в числе прочих промыслов и занятий является основой существования, неотъемлемым элементом традиционного образа жизни. Справедливо ли это?
В прошлом году Конституционный суд (КС) рассматривал соответствующий запрос от мурманчанина, посчитавшего, что "законодатель должен учитывать интересы лиц из числа КМНС, в силу своей деятельности проживающих вне исконных территорий, но желающих осуществлять традиционный образ жизни". КС склонился к мнению, что это есть способ сохранения народных традиций,поддержал заявителя. Ну а затем федеральное правительство внесло в Госдуму проект закона "О внесении изменений в статью 3 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и статью 19 ФС "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
- Законопроект направлен на исполнение постановления Конституционного суда о предоставлении права представителям коренных народов охотиться без ограничений. Концептуально мы его, конечно же, поддерживаем. Однако, на наш взгляд, правила охоты слишком упрощаются, они позволяют добывать дикого зверя даже в тех случаях, когда человек давно утратил связь с территорией компактного проживания коренного населения, и предлагаемая редакция не в полной мере учитывает интересы постоянно живущих на межселенной территории, в тундре, тайге, для которых охота является действительно жизненно необходимой, - излагает позицию ямальских законодателей председатель комитета по развитию АПК и делам КМНС Эдуард Яунгад.
По его словам, первоначальный вариант законопроекта разрабатывался Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ совместно с Федеральным агентством по делам национальностей. Перед внесением в Госдуму документ оказался лишен ряда важных, принципиальных положений. Глава профильного комитета надеется на корректировку законопроекта в ходе парламентских слушаний, согласительных процедур и непосредственного рассмотрения в Госдуме. Позицию Заксобрания Ямало-Ненецкого округа разделяют и некоторые другие северные регионы РФ.