Мария, в чем суть вашего исследования?
Мария Гурьева: Начну с того, что циркулярную экономику, как, допустим, численность населения, нельзя посчитать вручную, не опираясь хотя бы на статистические данные. А оценить между тем нужно. В теоретической части мы рассматривали основы становления такой экономики, ее трансформацию во времени и пространстве. А в практической создали динамическую модель, которая помогает строить прогнозный сценарий развития - негативный, целевой либо идеальный, опираясь на официальные данные Росстата.
Для начала команда классифицировала все субъекты РФ по группам со схожими чертами. За основу взяли существующие в регионах дорожные карты. Разработчики тюменской приоритетами выбрали человека, собственно экономику и пространство. Наша группа для каждого приоритета вычленила задачи и цели, в которые можно интегрировать концепт циркулярной экономики. Если речь о человеке, тогда цели для достижения лучшего сценария - повышение уровня жизни и развитие человеческого капитала, а задачи - благосостояние, эффективная занятость, кадровый потенциал, доступное и комфортное жилье, образование, здоровый образ жизни, долголетие. Для приоритета "Экономика" в Тюменском регионе цель - рациональное природопользование, а задачи - экологическое воспитание, экология природной среды, экология производства (экобизнес). Для "Пространства" - эффективная система распределения производительных сил, развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей.
Когда мы разнесли статистические данные с 2013-го по 2019 год по определенным показателям (среди них, например, есть доля ТКО, которые регулярно собираются и правильно утилизируются, в общей массе городских отходов; затраты на капремонт фондов по охране окружающей среды; число объектов эколого-просветительской деятельности и познавательного туризма в государственных природных заповедниках и национальных парках и т. д.), то на выходе получили кривую развития циркулярной экономики, имеющую положительную динамику.
Кому могут пригодиться эти данные?
Мария Гурьева: Использовать универсальную модель могут разные ведомства и компании, тем более что она сразу демонстрирует результат человеческой деятельности. Сделать соответствующие выводы совсем несложно.
Планируете ли продолжать эту работу?
Мария Гурьева: Да, хотим развивать методику дальше, создавать конкретные разработки. Подобные исследования - в актуальной повестке страны, к слову, в начале февраля на развитие циркулярной экономики было выделено солидное федеральное финансирование.
Почему это так важно?
Мария Гурьева: Роль науки - наблюдать, стараться понять направления необходимых изменений и потом осторожно подталкивать к ним общество. Восприятие мира меняется: то, что раньше удивляло и даже отталкивало, теперь становится привычным: общаться с доктором онлайн, использовать электронный документооборот, ходить в магазин с авоськой, разделять мусор на несколько пакетов. Мир меняется, и мы в нем - тоже. Особенно заметно это стало в пандемию: нам захотелось иной, улучшенной экосреды, например, большего количества парков, велодорожек в городах и т. д.
Как найти баланс между экономической деятельностью человека, которая зачастую вредна для окружающей среды, и термином "устойчивое развитие"?
Мария Гурьева: Встречный вопрос: как оценить экологическую деятельность любого промышленного предприятия? И можно ли утверждать, что исключительно уменьшение выбросов и сбросов является положительным результатом такой деятельности? Мне кажется, что в XXI веке этого уже недостаточно. Надо оценивать не только экологические аспекты, хотя они, безусловно, важны. Тут гораздо примечательней личная заинтересованность руководства, его жизненная позиция и отношение к сохранению экологического равновесия, а также поведение на рабочем месте каждого сотрудника. Экокультура и самосознание отдельного человека способны преобразить целую модель экономической системы не только предприятия, но и государства. Тем более что в мире существуют вдохновляющие примеры перехода к экономике замкнутого цикла.
Какие российские предприятия вы бы отнесли к экологически ответственным?
Мария Гурьева: Практически все крупные нефтегазовые компании соблюдают не только условия экологичной работы, но и следуют принципам устойчивого развития. У "Газпрома", например, есть фонд, поддерживающий зеленые инициативы. Также он публикует рейтинг экологической ответственности всех подобных структур в стране. СИБУР принял программу циркулярной экономики, то есть работает по принципу замкнутого цикла. Помните, в 2020 году на объектах "Норникеля" произошли аварии? В момент разлива нефтепродуктов акции компании ощутимо упали. Но, после того как она заплатила экологический штраф с большим количеством нулей, акции стали стоить дороже, чем до печальных событий. Примерно таким образом общество и реагирует на эколого-социальную ответственность предприятий.
Возможно, в недалеком будущем и на работу будут принимать по "зеленым шаблонам"?
Мария Гурьева: Если вы откроете "Атлас профессий" в последней редакции, среди обязательных компетенций как главный навык будущего значится "экологическое мышление". Так что ваш прогноз, вероятно, сбудется.