В Зауралье плата за вывоз мусора для бизнеса выросла в десятки раз

В Курганской области предприниматели добиваются снижения стоимости услуг по вывозу мусора, которая с начала года резко выросла - абсолютно несопоставимо с объемами.
Татьяна Андреева/РГ

Февральские коммунальные платежки неприятно удивили представителей малого и среднего бизнеса, а некоторых просто шокировали: вывоз мусора в разных организациях подорожал в 3-10 раз. Больше всего плата выросла в райцентрах и деревнях, магазины которых традиционно располагаются на огромных площадях бывших сельпо: одной из таких торговых точек за вывоз мусора в январе насчитали 3196,9 рубля - в 56,5 раза больше, чем в прошлом году.

- Магазин спорттоваров площадью 45 квадратных метров, где работает один продавец, в декабре заплатил 56 рублей 56 копеек, а в январе пришла квитанция на 338 рублей 66 копеек, - приводят примеры в региональной общественной организации "Опора России". - При этом весь товар продается в упаковках, на месте остаются лишь большие картонные коробки, но их не выбрасывают, а сдают на переработку.

Общественники подчеркивают: многие предприятия не только не увеличили количество ТКО, а наоборот, значительно сократили их объемы за счет сдачи вторсырья. Откуда же такие тарифы? В ответ на этот вопрос в областном департаменте гражданской защиты, природных ресурсов и окружающей среды пояснили, что ранее, до 1 января 2022 года, плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для предприятий торговли, согласно приказу департамента, насчитывалась по нормативу накопления ТКО, равному 1,2 кубометра в год на одного сотрудника. Эта цифра была установлена без учета категории объекта и соответствующих ей расчетных единиц накопления ТКО, установленных приказом Минстроя РФ. Теперь региональный документ привели в соответствие с федеральным.

Так, согласно последнему, сезонные замеры, на основе которых рассчитывается норматив накопления ТКО, а потом формируется плата за услугу, проводятся раз в пять лет. Региональный департамент в 2020-2021 годах выполнил такие замеры на территориях муниципальных образований Курганской области. На основании полученных результатов был разработан проект приказа, в котором с учетом положений Минстроя РФ появились категории ранее не нормированных объектов и привязанные к ним расчетные единицы. Например, для категории "Объекты общественного назначения" норматив установлен в расчете на одного сотрудника, а для предприятий торговли - на квадратный метр общей площади, для предприятий транспортной инфраструктуры - на одно машино-место, а для вокзалов и портов - на одного пассажира.

В департаменте отмечают, что в Зауралье и без того самые низкие нормативы накопления ТКО по сравнению с соседними регионами

В ведомстве подчеркивают: проект приказа был направлен в региональное отделение "Опоры России", бизнес-омбудсмену, в прокуратуру и региональное управление Министерства юстиции. Замечаний и предложений тогда не поступило. Теперь же отменить нормативы нельзя: пять лет еще не прошли, к тому же плата за вывоз ТКО рассчитывается на основании единого тарифа, устанавливаемого регулятором. Кстати, тариф для регоператора с 1 января 2022 года по сравнению со вторым полугодием 2021 года снижен на 20,2 процента и составляет 451,54 рубля за кубометр, подчеркивают в природоохранном ведомстве. Он будет действовать в течение всего года.

В департаменте также отмечают, что в Зауралье и без того самые низкие нормативы накопления ТКО по сравнению с соседними регионами. К примеру, в Челябинской области для продовольственных магазинов этот показатель выше на 0,29 кубометра в год, а плата за вывоз мусора составляет 30,4 рубля в месяц за каждый квадратный метр. В Свердловской области - 26,6 рубля за квадрат, тогда как в Курганской - лишь 15,1.

Однако все эти доводы не убедили предпринимателей, что решение многократно поднять плату за вывоз ТКО правильное. Дебаты по этому поводу идут уже третью неделю. На одном из совещаний представители бизнеса настаивали, что следует все же скорректировать приказ департамента, а также заключать договоры и допсоглашения, четко регламентирующие оплату этих услуг бизнесом. В ведомстве ранее сообщили, что регоператор "Чистый город" готов индивидуально проработать вопрос с каждым предприятием торговли и начислять плату за фактический вывоз ТКО. Правда, этот вариант подразумевает наличие у компании собственного или арендованного контейнера и заключение с регоператором специального договора - именно на фактически вывезенный объем ТКО. Такой вариант не противоречит закону и предусмотрен постановлением правительства РФ.

- Главное, что департамент и регоператор пошли на диалог и готовы рассмотреть наши предложения, - отметила председатель Курганского регионального отделения "Опоры России" Ольга Лютикова. - Если раньше они стояли на своем, утверждая, что все сделано в рамках закона, то сейчас разговор идет в другом ключе. Всем стало ясно, что вступивший в силу приказ немного не доработан. Теперь, благодаря совместным усилиям, будут внесены изменения. Во всяком случае, договоренность об этом достигнута.

Ранее "Опора России" совместно с региональным уполномоченным по защите прав предпринимателей добились, чтобы приказ департамента, на основании которого так резко выросли счета, был выложен в свободном доступе и проведено его публичное обсуждение. До 1 марта каждый предприниматель имел возможность внести предложения, приложив расчеты по своему предприятию. Их собирали на областном сайте оценки регулирующего воздействия. На их основании будет сделано экспертное заключение, после чего состоится расширенное совещание, на котором стороны надеются прийти к единому решению.

Мнение

Сергей Завьялов, член экспертного центра "Деловой России" по ESG-трансформации:

- Территориальной схемой обращения с отходами Курганской области зафиксировано фактическое сокращение массы образуемых в регионе ТКО в 2022 году на 20 процентов по сравнению с 2021-м. Одновременно с этим утвержденные приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды нормативы накопления ТКО фиксируют увеличение объема их образования у всех категорий объектов. Достигается это искусственным занижением коэффициента уплотнения ТКО в два раза. Дело в том, что замеры производила заинтересованная организация - региональный оператор по обращению с отходами. На многочисленные процессуальные нарушения установления нормативов указывала Курганская межрайонная природоохранная прокуратура. Умышленное искусственное завышение нормативов образования ТКО привело к существенному экономическому ущербу для граждан, хозяйствующих субъектов и бюджетов всех уровней Курганской области, осуществляющих коммерческий учет ТКО по установленным нормативам.