02.03.2022 21:03
    Поделиться

    В Мариинском театре восстановили "Спящую красавицу"

    В 1999 году эта "Спящая красавица" стала скандалом. Команда младореформаторов - артист и хореограф Сергей Вихарев, теоретик и куратор Павел Гершензон, экс-солист и директор Махарбек Вазиев восстановили старинный спектакль в императорском стиле, поправ обезжиренную советскую версию. Сочувствия у труппы это не вызвало.
    пресс-служба Мариинского театра

    Вместо многоцветной подробной махины с пантомимой, ансамблями и академической хореографией в театре шла привычная редакция 50-х, вычищать мизансцены и привыкать к парикам никому не хотелось. Но для зачинщиков и молодых солистов идея была заветной: заполняя пробелы страны за железным занавесом, театр уже поставил Баланчина, теперь же появлялся шанс навести порядок в историческом репертуаре Мариинки.

    Солнечный балагур Сергей Вихарев был сердцем этой затеи. Он по-детски радовался доступу в Гарвардский архив с нотацией оригинала "Спящей...", примерял на себя любые па и старался устроить грандиозный балет-феерию с прологом, тремя антрактами и апофеозом ровно так, как затевал Мариус Петипа с музыкой Чайковского и "картинкой" Всеволожского. Потом подруживший деспотию с либерализмом Мариинский долго держал в репертуаре обе версии, императорскую и советскую. Потом императорская тихо пропала и появилась 4 года назад в год 200-летия Петипа, а сейчас исполнялась в честь 60-летия рано ушедшего Вихарева. Выглядит "Спящая красавица" все еще достойно. Прекрасна ворожба рук, изысканная и понятная. Радуют бодро марширующие важные пажи и самозабвенные дети.

    Выход фей со свитами и подарками идет под ворчливое соло гобоя и трепет арфы. Нимфы в пачках по эскизам тогдашнего директора театра Всеволожского танцуют в нежданно модном мятном сложный для кордебалета рисунок. Принц Дезире в стрельбе из лука, как водится, мажет мимо мишени. А под выход Феи Сирени в зале мягко включаются хрустальные бра. Увы, не без потерь: то фея в соло очень уж неволшебно тыкает пальцем, то вязальщицы не трудятся понять, чем занимаются, то прекрасный сине-белый вальс, созвучный цвету Мариинского зала, идет урезанным. Глаз заново привыкает к фижмам под пачкой по моде конца позапрошлого века, призванным подчеркнуть аппетитность форм, и к пестрому многолюдью, и к картинке апофеоза с феями в тучах.

    Но все же этот вроде бы неспешный 4-часовой спектакль, в старой критике именуемый "художественным полотном", смотрится очень легко. Вряд ли благодаря солистам, чью работу нет нужды разбирать: совсем юные звезды первых составов Диана Вишнева и Андриан Фадеев когда-то надолго установили планку. Фея, имя которой захотелось запомнить - Мария Ильюшкина. Но труженики полей - четверки, нимфы, слуги, крестьяне - несут спектакль веско и качественно, репетиторы смотрят зорко. И хотя императорскую "Спящую..." показывают редко, сейчас ее давали на Исторической сцене Мариинки три вечера подряд, рассудив, что объем и грузность сценографии так и тянут прокатывать серией.

    На второй вечер Король был умнее, принцесса Аврора теплее, оркестр под водительством Валерия Овсяникова бодрее, хоть и вволю чудил. Но запал младореформаторов даже спустя годы не выветрился до конца, и это дает надежду, что хотя бы в одном отдельно взятом театре репертуарная политика не лишена смысла.

    Поделиться