03.03.2022 12:23
    Поделиться

    Музыканты "Короля и Шута" исполнят прощальный альбом Михаила Горшенева TODD

    Этот диск - музыкальная притча с яркими персонажами и элементами театра гротеска - стал прощальным релизом лидера "Короля и Шута" Михаила "Горшка" Горшенева. А еще - редким в нашем роке концептуальным альбомом, где каждая песня продолжает сюжет, а общий смысл и замысел живет в резких риффах, затейливых взвинченных мелодиях и хлестких аллегориях. От песни "Добрые люди", исполненной вначале, через фрагменты трагедий и комедий к расположенному уже ближе к концу треку "Счастье"…
    Дмитрий Строц

    Со времени выхода альбома и его постановки на сцене Российского академического молодежного театра прошло 10 лет. И теперь музыканты "Короля и Шута", записывавшие с Михаилом Горшеневым альбом TODD и поменявшие после его смерти название группы на "Северный флот", впервые отправились в концертный тур по России с этими песнями.

    Мы старались бороться с глупостью и попсой и в музыке, и в головах людей

    5 марта они представят эту программу в столичном зале Adrenaline Stadium, а со сцены будет звучать и оригинальный голос Михаила Горшенева с его видео. А в концерте примет участие и его младший брат Алексей, тоже вокалист и композитор, ставший соавтором TODD. Десять лет назад лидер "Короля и Шута" рассказывал обозревателю "РГ", что хотел бы, чтобы брат тоже пел с ним в очередь песни TODD. Тогда этого не случилось - Алексей был занят в своей группе "Кукрыниксы", и хотя сейчас у него не менее успешный проект "Горшенев", на концерте 5 марта он выйдет на сцену и тоже споет песни из TODD.

    О том, почему ему важно вспомнить этот альбом и как они работали над ним вместе со старшим братом, о котором мы, оказывается, многого не знали, Алексей Горшенев рассказал в интервью "Российской газете".

    Музыканты обычно строги к своему творчеству - им часто хочется что-то переделать. Хотя TODD - один из лучших в русском роке "десятых" годов, вам и "Северному флоту", наверное, тоже хотелось что-то изменить - в подаче, аранжировках или добавить что-то не вошедшие в альбом?

    Алексей Горшенев: Мы сделали концертную версию такой, какой ее и хотел Миша. И не стали заниматься "самодеятельностью": зачем было ковыряться в "ТОДДе", ведь музыканты "Северного флота" 10 лет уже играли и отрепетировали с ним этот материал, знали все его задумки и идеи?! Ну и я как автор некоторых композиций, к тому же Мишкин младший брат, с которым у нас и голоса похожи, стал специальным гостем. Сделали ребята и специальный видеоряд, который будет транслироваться на большом экране, а Лена Тэ споет все женские партии. При этом мы не хотели делать из "ТОДДа" мюзикл или зонг-оперу, а только исполнить все так, как и хотел Миша, - живьем, на концерте.

    Хотя изменения все-таки будут. На первых двух концертах мы играли песни в том порядке, какой и на альбоме. Тоже начинали с "Добрых людей". Но потом песню "Счастье", которая является локомотивом альбома, создает радостное настроение и стала если не точкой, то предточием "ТОДДа", мы передвинули ближе к концовке этой истории о несчастном, не добром цирюльнике. А потом решили играть на бис песни "Короля и Шута", чтобы уже наконец-то повеселиться. Наверное, так правильнее.

    Фото: Дмитрий Строц

    Уже много лет прошло со смерти Михаила Горшенева, а он по-прежнему один из любимых музыкантов уже для очередного поколения. И все альбомы "Короля и Шута" неизменно популярны, как и этот прощальный - TODD. Как вы думаете, почему? Что в нем было такого особенного: любовь к самоиронии, артистический дар, дружелюбие к людям, хорошие песни?

    Алексей Горшенев: Я об этом не задумывался. Но творчество, если оно настоящее и цепляет, то оно будет вечным и не может закончиться, потому что мы делали его честно. Мы так жили: не старались на кого-то походить и оказаться лучше или успешнее всех остальных. Нет, нам важно было другое - мы никому не угождали, а старались бороться с глупостью и попсой - причем не только в музыке, но и головах. И это должно быть вечным. Я не хочу себе льстить, просто хочу сказать: если человек относится к своему труду откровенно и честно - то это и должно стать вечным. А если сделано с оглядкой на что-то: на деньги, на людей, на то, понравится ли это кому, - тогда это будет жить лишь столько, сколько социуму нужно.

    Но мы все делали от души, для души, и поэтому у группы "Король и Шут" всегда было много единомышленников. И потому, наверное, это не может закончиться. Мы можем закончиться - "Северный флот", я, как Мишина родственная душа, но эти песни останутся. А когда мы их исполняем, то чувствую, что мы обращаемся даже не к зрителям, а к чему-то большему.

    Вы вместе выросли, начали успешные карьеры в своих группах, но лишь спустя много лет впервые поработали вместе - как раз над зонг-оперой TODD, ставшей притчей в песнях. Ради нее "Король и Шут" отошел от своих фирменных страшных сказок и историй в песнях уровня "Лесника", "Охотника", "Куклы колдуна", "Дурака и молнии" и в итоге создал альбом-спектакль. Оттого, что Михаила уже влекла музыкально-театральная сцена, или вы хотели возродить в России жанр рок-оперы, хотя TODD рок-оперой почему-то так и не стал?!

    Алексей Горшенев: Я выступил в "ТОДДе" в качестве композитора, потому что Мише было сложно одному сделать все 22 песни, чтобы они были одновременно и интересными, и разноплановыми. Причем не с точки зрения ритма, а душевного полета. А к текстам я никакого отношения не имел. У нас были либреттисты, Миша с ними постоянно созванивался, переписывался, думал, как и что сделать, а я приносил мелодии. Первой, которая удачно легла на текст, оказалась "Мой бог", с альбома "Кукрыниксов","Всадники света", были у меня тогда и новые стихи, но тогда они еще не законченные. Ну а дальше пошло проще: "Почему ты жива", "Выход судьи" - мы вместе складывали тексты и музыку. Учитывали "китов", на которых стоит театр. Использовали свои идеи. Отталкивались от сцены и планировали: вот здесь будут петься песни, а между ними будет происходить разговор.

    Ведь Миша постоянно хотел развиваться, он не просто пел, но и переживал на сцене за героев. В треке "Отражение" показывал и историю человека в ролях, в "Невесте палача", да и во многих других… Ну а рок-оперу в итоге мы делать не стали, потому что этот жанр слишком цепляется за другое время. То, когда все поют и постоянно всюду - хоры, хоры, и много напыщенности. А наша эстетика жанра была более жесткой и простой. Потому что в рок-операх все вокалисты очень хорошо умеют петь. Ну а мне больше нравилась актерская работа при исполнении арий, которые можно поэтому сыграть чуть по-другому. И Мише тоже это нравилось.

    Мы хотели альтернативно мыслить, но только после "ТОДДа" начали понимать, как развивать этот жанр - делать театр из музыки… Кстати, вначале продюсер Влад Любый предложил нам сделать спектакль по "Бременским музыкантам". Но Миша не хотел повторяться и отказался, выбрал "ТОДДа", увидев этот фильм с Джонни Деппом в главной роли. Хотя конечно, мы снова все сделали по-своему.

    Все альбомы "Короля и Шута" до сих пор популярны, как и этот прощальный - TODD. Фото: Дмитрий Строц

    Теперь вы используете эти навыки уже в собственной версии "Фауста" Гете?

    Алексей Горшенев: Да, теперь я занят этим постоянно. Сначала сделал версию с приглашенными артистами, теперь занимаюсь всем самостоятельно, добавляю песни, идеи. Получится уже расширенная версия - музыкальная трагедия, аудиокнига. Но рассказывать о ней пока рано.

    Поделиться