03.03.2022 17:44

Нижегородские ученые создали материал для импланта, способный бороться с инфекциями

Многие годы хирурги используют заменители костей для имплантаций. Но тут две основные проблемы: неполная приживаемость и вероятность бактериального заражения после операции. Ученые химического факультета Нижегородского университета имени Лобачевского (ННГУ) создали материал для импланта, способный бороться с инфекциями. Входящий в его состав натрий отвечает за биосовместимость, помогает активнее встраиваться в кость. А за антибактериальный эффект отвечает висмут.

Как рассказал "РГ" автор проекта, доцент кафедры аналитической и медицинской химии ННГУ Евгений Буланов, испытания проводились in vitro, на человеческих фибропластах - клетках соединительной ткани организма. Основа состава - вещество из кальция, фосфора, кислорода и фтора - минерал, который воспроизводит структуру и состав человеческой костной ткани. Выгодное отличие нового материала в том, что он не покрывается антибиотиками, как обычно делается и что приводит к постепенному вымыванию их в организме. Здесь антибактериальный "агент" жестко закреплен в своей кристаллической структуре.

- Сначала мы разработали экономичный и легко масштабируемый способ производства основы минеральной составляющей костей, - пояснил Евгений Буланов. - Постепенно наши исследования сфокусировались на модификации его химического состава и получении новых форм материалов. В ближайших планах - внедрение магния в структуру нового вещества, что сделает его ближе к химическому составу натуральной кости. С другой стороны, у магния самого по себе много важных функций: увеличение плотности и уменьшение хрупкости костного материала.

Работа началась в 2018 году в сотрудничестве с учеными Наньягского технологического университета (Сингапур). Сегодня партнеры проекта - Приволжский исследовательский медуниверситет и Кубанский государственный медуниверситет. Результаты исследования опубликованы в британском журнале Dalton Transactions.