03.03.2022 09:05

Самарские ученые испытают электронику в открытом космосе

Ученые Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королева завершили разработку научной аппаратуры "Карбон-2", сообщил пресс-центр вуза.
    Самарский университет

Она предназначена для проведения в открытом космосе на борту орбитальной лаборатории "Бион-М2" испытаний опытных образцов космической электроники на основе карбида кремния. Этот полупроводниковый материал по твердости уступает лишь алмазу и нитриду бора и считается наиболее перспективным для применения в электронике, работающей в экстремальных условиях.

Электронные компоненты космических аппаратов должны выдерживать широкий диапазон перепадов температуры, сильную космическую радиацию, перегрузки во время запуска, поэтому такую электронику терминологически даже принято называть экстремальной.

Сегодня наиболее массовым по использованию полупроводниковым материалом является кремний, однако по ряду характеристик он значительно уступает карбиду кремния, особенно если речь идет о работе в экстремальных условиях. Хотя в последние годы электронные компоненты из карбида кремния активно применяются в электроавтомобилях, в том числе в Tesla, позволяя значительно увеличить запас хода машины.

В одном из исследовательских центров NASA провели эксперимент: карбидокремниевые микросхемы отправили в печь, и они без сбоев проработали там тысячу часов при температуре 500°C. После этого для микросхем на Земле были воссозданы экстремальные условия атмосферы Венеры, известной своими облаками из серной кислоты, но микросхемы выдержали и это испытание.

- К космической электронике предъявляются самые высокие требования, и наша научная аппаратура "Карбон-2" - это шаг к созданию более надежной отечественной электронной компонентной базы, устойчивой к разрушающему воздействию факторов космического пространства. Предыдущий наш эксперимент, проводившийся на спутнике "Бион-М" с помощью аппаратуры "Карбон" первого поколения, продемонстрировал механическую и химическую устойчивость разработанных нами структур к комплексному воздействию факторов космического полета, - отметила Любовь Курганская, ведущий научный сотрудник НИИ проблем моделирования и управления Самарского университета Любовь Курганская.

Ученые рассчитывают, что приборы на основе карбидокремниевых пленок могут оказаться на порядок надежней, точнее и долговечней своих аналогов, которые сейчас делают в мире. Не исключено, что в будущим их будут применять в дальних космических миссиях, например, при полетах на Марс.