Битва за Мосул в 2016 - 2017 гг. стала крупнейшим сражением в Ираке со времен вторжения коалиционных сил в 2003 году. С 2014 года второй по численности населения город Ирака находился по контролем ИГИЛ (запрещена в РФ), именно там экстремисты объявили о создании халифата в Ираке и Сирии. В освобождении города участвовали в основном различные иракские и курдские подразделения. Поддержку им оказывали американские спецназовцы и десантники. Воздушное прикрытие наступления обеспечивалось западной коалицией, в небо были подняты самолеты США, Великобритании, Франции, Германии и Турции.
Операция началась 21 октября 2016 года, когда иракские подразделения подошли к городу на расстояние в 30-40 километров. После этого началась работа западной авиации. Несколько недель коалиция бомбила цели в Мосуле и окрестностях, а иракская армия медленно продвигалась к городу. Однако за три месяца выбить боевиков из города не удалось, и в дело вновь вступила авиация. На этот раз активно бомбили западную часть города, не делая различий между экстремистами и мирными жителями, которые оказались в эпицентре сражения. 10 июля 2017 года было объявлено о полном освобождении Мосула, хотя есть сведения, что большая часть боевиков сама ушла из города. Впрочем, городом после американских бомбежек Мосул было назвать уже сложно.
За девять месяцев операции по штурму Мосула от него мало что осталось. Как рассказывают очевидцы, бомбы падали с неба каждые 8 минут. "Ювелирная работа" западной военной авиации практически стерла все жилые здания с лица земли, превратив их в руины. Беженцами стали более миллиона человек. Почти 10 тысяч зданий города, 8 тысяч из которых жилые дома, были уничтожены. Сравняли с землей стадионы, вокзалы, мечети, больницы. Целенаправленно самолеты били по мостам и дорогам, чтобы помешать передвижению боевиков. В отчете правозащитной организации Amnesty International прямо говорится, что "войска коалиции во главе с США использовали тактику тотального уничтожения зданий, не считаясь с жертвами среди мирного населения". Правозащитники указывали, что "несоразмерные и неизбирательные" действия западной коалиции нарушают нормы международного гуманитарного права и должны быть приравнены к военным преступлениям. Но никто не обратил внимания на эти выводы.
Одним из наиболее кровавых событий мосульской операции стала трагедия 17 мая 2017 года. В этот день иракские подразделения заметили нескольких снайперов в одном из кварталов города. Не рискнув продвигаться дальше, они вызвали авиацию. В 08.24 утра американский самолет сбросил бомбу GBU-38 весом в 230 килограммов на здание, где могли находиться два снайпера. Снаряд пробил крышу дома, пролетел его насквозь и взорвался в районе второго этажа. В один момент погибло более 200 мирных жителей. В Пентагоне так и не признали свою ошибку, заявив по итогам расследования, что авиаудар был "военной необходимостью", а оружие было выбрано "соразмерно" угрозе, исходящей от снайперов. О том, что в здании находились гражданские лица, военное командование США якобы просто "не знало".
В декабре прошлого года журналистка The New York Times Азат Хан опубликовала масштабное расследование о сокрытии Пентагоном жертв среди мирного населения во время американских военных операций. Она говорила с жителями Мосула, которые рассказывали, что американские бомбы уничтожали всех без разбора - и мирных граждан, и боевиков. Для американских военных бомбежки были игрой, на мониторах они видели не живых людей, а фигурки-цели. Рассуждая о западных "менее лобовых подходах" и выдающейся тактике задействования военной авиации, помнят ли в Telegraph, как "выверенные точечные удары" превращались в ковровые бомбардировки жилых кварталов, не учитывающие ни жизни людей, ни тяжесть разрушений?
"Редкие фото армии США, которая прибирает к рукам "оружие массового поражения" в "относительно нецивилизованном" Ираке, где начиналась моя дипломатическая карьера", - написал сотрудник посольства КНР в Ираке. Цена каждой бомбы GBU-38 составляет более двух тысяч долларов. Сколько их США сбросили на Мосул, точно неизвестно, но потратились американцы знатно. Но Вашингтон не остался внакладе, все расходы, понесенные во время уничтожения городов и деревень, с лихвой были компенсированы захваченными богатствами иракского народа. 36 тонн золота, стоимость которого на тот момент оставляла более 500 миллионов долларов, американцы просто отобрали у Ирака и вывезли в неизвестном направлении. Так же как и 600 миллионов наличных долларов, найденных бойцами спецназа США в хранилищах в Багдаде. Направить эти деньги на восстановление разрушенной инфраструктуры в Вашингтоне даже не подумали.