Олег Корытов создает портреты писателей из знаков шрифта

Шрифтом Times New Roman печатаются книги, газеты, афиши. Этим шрифтом журналисты набирают статьи на компьютерах, писатели пишут книжки. Но вот перед нами портрет Льва Толстого - из множества знаков параграфов в шрифте Times образовалась самая что ни на есть густая борода, из скобок - морщины на лбу, из перевернутого знака вопроса вышел отличный толстовский нос. Художник-книжник Олег Корытов, лауреат множества премий и автор учебников по книжному дизайну, все наверное, знающий о шрифтах, однажды понял, что буквы созданы не только для слов.
Александр Корольков/ РГ

Из таких портретов и собрана только что открывшаяся в Культурном центре библиотеки им. Чехова выставка Корытова, приуроченная к 145-летию "Первой образцовой типографии", выпустившей альбом с портретами. Название выставки "Типографика в лицах" точно отражает подход художника-полиграфиста, взявшегося собирать графические портреты из типографских знаков.

Впервые эту технику работы со шрифтом Олег использовал в 2009 году. Тогда он создал из элементов наборных шрифтов галерею портретов русских писателей "За скобками". Среди них были портреты Гоголя, Высоцкого, Горького, Маяковского, Чехова... Через 10 лет художник вернулся к этой технике с идеей портретов творцов всех времен. Поскольку время по-английски - time, Олег решил исполнить эти портреты только в гарнитуре Times.

Первой серии портретов, названной TypeFace at All Times, на выставке посвящена отдельная стена. Здесь портреты Ремарка - из скобок и цифр, Овидия - из шестерок и скобок, Менделеева - из параграфа и цифр. В серии TypeFace at Music Times - портреты Рыбникова и Бетховена, Маккартни и Гленна Миллера. Серия TypeFace at VKHUTEMAS Times посвящена 100-летию ВХУТЕМАСа, одной из главных художественных школ ХХ века.

- Похож! - говорит стоящая у портрета художника Андрея Гончарова, ученика Фаворского, выпускника ВХУТЕМАСа, его дочь Наталья. - Взгляд, брови уголком, нос был такой же прямой, как вот этот восклицательный знак…

Работу над портретами Корытов начинает с изучения изображений своих героев в разные моменты жизни, в разном возрасте, в разных живописных жанрах. Прикидывает, в каком ракурсе выбранные им художественные средства позволяют наилучшим образом создать психологический портрет героя. Средств, казалось бы, и так всего ничего - скобки, буквы, точки, кавычки… Но чем более узка воронка - тем быстрее в ней движение. Корытов и из того, что у него есть, садясь перед монитором, берет минимум, получая при этом максимальный результат.

Художница Наталья Гончарова: двух лежащих скобок хватает, чтоб изобразить шляпку, скобки-запятой достаточно для изображения лукавого глаза, округлый подбородок - тоже лежащая скобка, вздернутый запятой маленький носик - и ведь ни с кем не спутаешь знаменитую авангардистку. Лицо - четыре больших скобки, две прямых, из двух лежащих запятых - глаза, а знак вопроса - это ухо. Перед нами портрет Исаака Дунаевского, автора песни "Веселый ветер". И тут, и всюду - эмоции, характерные прищуры, осанки и прически.

В моменты особого вдохновения Корытов выкладывает в соцсеть по портрету в день.

И останавливаться не намерен, раздумывая сейчас над новыми темами.

Стихотворение "Времена не выбирают" - явно не про него.