Как пояснили в ведомстве, иностранные государства, участвующие в санкциях против России, вводят дополнительные ограничения, арестовывают или задерживают воздушные суда российских авиакомпаний. Эти шаги идут вразрез с положениями международного воздушного права и основными принципами Чикагской конвенции, отметили в Росавиации. Потому российским авиакомпаниям, имеющим зарегистрированные в реестрах иностранных государств воздушные суда в рамках договора о лизинге с иностранной организацией рекомендовано 6 марта временно приостановить перевозку пассажиров и грузов из России в иностранные государства, а с марта также временно приостановить перевозку пассажиров и грузов из зарубежных стран на территорию России. Гражданам России рекомендовано рассмотреть альтернативные маршруты возращения домой.
Ранее в Евросоюзе заявили о введении запрета на продажу России самолетов, включая поставки в лизинг, а также о прекращении технического обслуживания имеющихся воздушных судов и их страхования. Эксперты отмечали, что последствия этих заявлений пока до конца не ясны. Однако затем стали поступать сообщения о задержаниях и арестах самолетов российских авиакомпаний за рубежом, в том числе в Армении, ОАЭ. Авиакомпании стали отменять зарубежные рейсы. В частности, об этом заявили S7, "Аэрофлот", "Победа", "Уральские авиалинии" и другие авиакомпании. Дело в том, что даже если российские авиакомпании согласятся добровольно отдавать обратно самолеты лизингодателям, вывести воздушные суда с территории России невозможною. Россия в качестве симметричных ответных мер закрыла свое воздушное пространство для самолетов иностранных государств, вводивших санкции. Значит, отозванные самолеты, как принадлежащие зарубежным странам, не смогут использовать воздушное пространство России.
Внутри страны самолетам, находящимся в лизинге у зарубежных компаний, конечно, никакие аресты не страшны. Но возникает вопрос с обслуживанием самолетов и заменой запчастей. Пока рассматриваются лишь временные варианты. Например, согласно подготовленному правительством России постановлению предполагается автоматически продлить действие сертификатов летной годности иностранных самолетов до 1 сентября, указывали СМИ со ссылкой на копию проекта. Также предлагается признать актуальность действия до 1 сентября последних доступных ревизий эксплуатационно-технической документации на самолеты, двигатели и запчасти к ним.
Ранее Ространснадзор отменил плановые проверки в отношении организаций, эксплуатирующих самолеты Airbus и Boeing. Как заверили в ведомстве, это не повлечет снижения уровня безопасности. Но в долгосрочной перспективе эти меры проблему с обслуживанием воздушных судов вряд ли решат.
Сложная ситуация сказалась и на зарубежных авиакомпаниях. Акции немецкой авиакомпании Lufthansa снижались на 8%. Ранее акции British Airways и Iberia на торгах теряли около 5%, ценные бумаги лоукостера EasyJet - около 6%, франко-нидерландского перевозчика KLM дешевели на 4%.
Полеты внутри территории России отечественных авиакомпаний продолжаются без ограничений, за исключением южных аэропортов страны. Накануне Росавиация продлила режим временного ограничения полетов на юге страны до 3.45 московского времени 14 марта. Таким образом, аэропорты 11 южных городов пока останутся закрытыми. Сюда относятся Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста.
Чтобы российские путешественники смогли добраться до этих городов и выехать после отдыха обратно, российским авиакомпаниям рекомендовано организовать перевозку по альтернативным маршрутам - через Сочи, Волгоград, Минеральные Воды, Ставрополь или Москву. Там аэропорты работают в обычном режиме.