Вводя жесткие экономические санкции в отношении России, США и ЕС не распространили их на фармацевтический рынок. Тем не менее многие западные компании, как мы видим на примере различных отраслей экономики, самостоятельно принимают решение приостановить бизнес в нашей стране. Как в таких условиях поведут себя производители и поставщики лекарств? "РГ" собрала мнения нескольких зарубежных фармкомпаний.
Фармацевтическая компания "Санофи" на сегодняшний день продолжает работу в России и "делает все возможное" для обеспечения бесперебойных поставок своих препаратов, об этом сообщили в компании.
Производственный комплекс "Санофи Восток" в Орловской области, производящий всю линейку современных инсулинов, продолжает работать в плановом режиме.
"За время присутствия на российском рынке мы ни на день не приостанавливали свою деятельность и продолжаем свою работу для обеспечения российских пациентов. В настоящее время мы располагаем достаточными запасами на складах и работаем над обеспечением бесперебойных поставок препаратов", - сообщил директор по корпоративным связям "Санофи" в евразийском регионе Юрий Мочалин.
Еще один крупный производитель инсулинов, датская компания "Ново Нордиск", также продолжает работать в России. В ее российском подразделении заявили, что сделают все возможное, чтобы обеспечить поставки лекарств, предназначенных для лечения сахарного диабета, ожирения и других сложных заболеваний, - об этом сообщил глава подразделения компании по России и Беларуси Яннис Маллис.
Он отметил, что введенные санкционные меры не должны затронуть производства и поставок жизненно важных лекарств. "Однако наша российская команда из более чем 700 человек, включая сотрудников завода в Калужской области, находится в тесном взаимодействии с коллегами из головного подразделения поставок и готова предпринять все необходимые меры по урегулированию возможных вопросов с поставками в случае их возникновения", - подтверждает Яннис Маллис.
Ранее венгерская фармкомпания Gedeon Richter также подтвердила, что продолжает производство в России.
"Здоровье людей - самое дорогое из того, что у нас есть, - выше любых обстоятельств, - заявил Эрик Богш, председатель Совета директоров GR. - Мы не можем позволить себе лишить пациентов этих препаратов".
В настоящее время завод GR в Московской области производит 25 наименований лекарственных препаратов в различных дозировках, из них 17 лекарств включены в перечень жизненно необходимых и важнейших. Это в основном препараты для лечения гинекологических заболеваний, кардиологических, неврологических заболеваний. Кроме того, завод выпускает препараты следующих терапевтических групп: гастроэнтерология, эндокринология, дерматология и ревматология.
Крупнейший производитель лекарственных препаратов, а также сельскохозяйственной химии - концерн Bayer также подтвердил "РГ", что продолжает работать в России.
"Bayer предоставляет жизненно важные продукты для здравоохранения и производства продовольствия, бесперебойная поставка которых крайне необходима. Мы прилагаем максимум усилий для обеспечения непрерывности поставок лекарств и агрономических решений", - сообщили в компании.
При этом детали организации работы в новых условиях пока не ясны: ведь даже для производства лекарств на российских площадках фармсубстанции, как и расходники и запчасти для технологических линий, завозятся из-за рубежа.
Между тем правительство решило простимулировать отечественных производителей: до 31 декабря 2022 года медорганизации получат право закупать медизделия и лекарства у единственного поставщика (то есть фактически без проведения конкурсных процедур), если они были произведены единственным производителем на территории России либо стран, не присоединившихся к санкциям. При этом годовой объем закупок, проводимых по обновленным правилам, не должен превышать 50 млн рублей в отношении лекарств и расходных материалов и 250 млн рублей - в отношении медизделий. Аналогичный порядок вводится и для Фонда соцстрахования, закупающего медизделия для инвалидов.