Беженцы из Мариуполя рассказывают, каково быть живым щитом украинской армии

Мы встретились с ними в пункте временного размещения беженцев, развернутом в спортивной школе олимпийского резерва в Таганроге. Их только что вывели из-под огня нациков в Мариуполе и привезли сюда. На измученных людей больно смотреть. Но еще в больший ужас приводят их рассказы о том, что им довелось пережить за последние дни и как они в одночасье стали для Украины живым щитом.
Этим спасенным жителям Мариуполя уже ничто не угрожает. Они находятся в пункте временного размещения в Таганроге. Фото: Аксинья Донская

- Мы почти все соседи, из села Виноградное. Оно находится в низине, на самой окраине Мариуполя, который стоит на горе. Украина нас оставила на верную смерть. Если бы не ребята из ДНР, не знаю, что бы с нами было. Ни о каком гуманитарном или "зеленом" коридоре нам никто не говорил и выводить не собирался. Мы были просто отрезаны от мира и оказались в самой настоящей западне. Под пулями и "градами", без электричества, газа, воды и связи, - плачут женщины.

Когда-то Виноградное было престижным местом жительства. Многие старались обзавестись там недвижимостью, строили дома, растили детей. Хорошая школа, детский сад. Была и отличная спортивная школа-интернат, куда привозили ребят на занятия даже из других городов. Однако восемь лет назад все изменилось.

- В Виноградное заехали вооруженные люди. Их заселили в спортивный интернат, превратив его в казармы. Они и говорили с западенским акцентом, а по-русски так, что и не отличишь. Крепкие молодые парни, со специфическими наколками, часто выкрикивали нацистские речовки. Чувствовали они себя у нас вольготно и безнаказанно. Мы старались с ними не пересекаться и не вступать вообще ни в какие диалоги. Обрадовались, когда "азовцы" стали покидать свои позиции. Не понимали, что самое страшное еще впереди. Отступая, они взорвали мост. Украинские власти убеждали нас, что мирное население в случае опасности будет эвакуировано. Однако им на нас наплевать... мы для них как живые мишени... вокруг украинские снайперы, снаряды рвутся... Мы десять дней сидели без связи, без электричества, без воды и газа, - рассказывает беженец из Украины Алексей.

К беседе присоединяется Эльмира. Блокада застала ее в гостях у родственников. В городе было неспокойно. Казалось, в частном секторе безопаснее.

- Мы с сыном приехали к свекрови в Виноградное. Но теперь неизвестно, вернемся ли когда-то домой и вообще цел ли он. Слава Богу, что мы живы и ребенок в безопасности.

Главной задачей взрослых было спасти детей.

- Мы писали на заборах и воротах "ЗДЕСЬ ЛЮДИ", "ЗДЕСЬ ДЕТИ", но и это не помогало. Обстрелы продолжались, снаряды попадали в ворота и хаты, - продолжает женщина, представившаяся Галиной. - Из одного разрушенного дома мы переходили в другой. У кого есть подвалы, прятались в подвалах. У нас он затоплен водой, мы сидели в доме, детей обкладывали подушками, чтобы уберечь, а еду готовили на костре.

Ни о каком гуманитарном или "зеленом" коридоре эти люди даже не слышали. На их глазах горели дома, получали ранения и гибли люди, которых даже невозможно было похоронить по-человечески.

- Мы потеряли вообще какую бы то ни было связь с миром. Было ощущение, что о нас просто забыли... У меня трое соседей погибли, один - мой друг, у меня на глазах, - не может сдержать слез еще один мариуполец. - Я в дом шаг сделал, а он за мной шел, и тут бахнуло. 20 минут пытался его реанимировать... Это ужас какой-то - Украина стреляет по украинцам!

Ребята несли белые флаги, но по нам стреляли, как по живым мишеням... Такое я видела только в кино, в страшных боевиках... Вой, рев, гул, огонь, свист пуль... Это чудо, что никто из нас не пострадал
Спасенные дети Мариуполя привыкают к тишине и спокойной обстановке. Фото: Аксинья Донская

- Спасибо военным ДНР...просто большое, огромное спасибо ребятам! Они ходили по домам, стучали и говорили "надо бежать". Они нас вывели, спасли. Я забежала домой, кричу своим: "Бежим!" Мой брат Женя в галошах был, так и побежал. Мы передвигались вдоль уцелевших заборов, а когда попадали на открытое пространство, по нам стреляли снайперы.

- По команде мы все падали на землю, обхватывали головы руками. Лежали и молились. Даже детки, - рассказывает мама двух ребятишек, восьми и пяти лет. - Передвигались перебежками. Ребята несли белые флаги, но по нам стреляли, как по живым мишеням... Такое я видела только в кино, в страшных боевиках... Вой, рев, гул, огонь, свист пуль... Это чудо, что никто из нас не пострадал. Стариков и больных несли на руках, очень помогали добровольцы из ДНР. Так добрались до автобусов.

Нас вывезли в безопасное место...

Женщина плачет: "Дочь с внуками в самом Мариуполе живут, в многоэтажке. Живы ли?"... Люди вспоминают и о своих оставленных животных и не могут также сдержать слез: "У нас же у всех, считай, кошки, собаки... А у меня пес на привязи остался, в доме две кошки запертые. Чувствую себя убийцей. Им же не спастись..." Надеются на соседей, которые не решились или попросту не смогли бежать. И чудо...

В руках украинского мальчугана лет шести игрушечное ружье - единственное, что он взял с собой из игрушек. Спрашиваю, зачем. Ребенок на меня серьезно смотрит своими огромными глазами: "Чтоб маму защищать".

Вот так они и бежали. С одним игрушечным ружьем. Под самыми настоящими пулями...