- В государственном управлении сегодня создана атмосфера страха и излишней осторожности, что приводит к бездействию служащих, - поясняют в минюсте Киргизии. - Пассивность становится щитом и стратегией поведения, и результат - последнее, о чем думает государственный служащий. Как следствие, инициативность и эффективность отторгаются на системном уровне как потенциально опасные модели поведения. В стране наступает паралич государственной службы, снижается потенциал эффективной реакции на ситуационный и продолжающийся десятилетиями кризис.
Причиной тому, как полагают в минюсте, стала постоянная критика со стороны общественности и существующая система борьбы с коррупцией, к которой подключено большое количество проверяющих структур. Чиновники - как на государственном, так и на муниципальном уровне - все чаще стремятся не привлекать к себе лишнее внимание. В итоге в госаппарате сложилась особая формула работы, где имитация деятельности ставится выше возможных результатов. Это, в свою очередь, ставит под угрозу реализацию каких-либо прорывных реформ, о необходимости которых говорит руководство страны.
Чтобы изменить ситуацию, минюст предлагает защитить госслужащих от уголовного преследования за допущение ошибок в работе, если, конечно, они не связаны со злым умыслом или корыстными побуждениями. Преступлением, как полагают в ведомстве, нельзя считать и действия, совершенные чиновником для защиты суверенитета государства, конституционного строя, национальной, экологической, экономической, информационной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод граждан. Одновременно предлагается расширить толкование такого понятия как "обоснованный риск".
- На наш взгляд, аналогичные гарантии защиты должны касаться всех уровней государственной и муниципальной службы, а также простых граждан, действия которых нацелены на защиту интересов государства и общества в целом, - подчеркивают в минюсте. Согласится ли с ним общественность, выяснится в ближайшее время.