ЗАЧЕМ? Ответа на этот вопрос понятно нет и быть не может. Даже если бы была возможность допросить самого Отца Террора, правду мы едва ли бы узнали. Есть только разные версии.
Первая - официальная. Органы НКВД разоблачали заговоры шпионов, диверсантов, вредителей и т.д. Как заметил сам Сталин в докладе на XVIII съезде ВКП (б) (1939 г.): "Некоторые деятели зарубежной прессы болтают, что очищение советских организаций от шпионов, убийц и вредителей... "поколебало" будто бы советский строй, внесло "разложение". Эта пошлая болтовня стоит того, чтобы поиздеваться над ней. ...Слушая этих иностранных болтунов, можно прийти к выводу, что если бы оставили на воле шпионов, убийц и вредителей и не мешали им вредить, убивать и шпионить, то советские организации были бы куда более прочными и устойчивыми (смех в зале). Не слишком ли рано выдают себя с головой эти господа, так нагло защищающие шпионов, убийц, вредителей?"
Ту же точку зрения отстаивают сейчас разные "исторические ревизионисты", сочиняя книги про "заговор Тухачевского" и иные. Обычно добавляют, что, понятно, пострадало много невинных ("лес рубят - щепки летят"), но ведь враги Государства, изменники реально были, представляли огромную опасность, и их необходимо обезвредить. Это - "случай так называемого вранья", как выражался Булгаков.
И публичные процессы, и закрытые дела подробно изучены. Написанные под копирку признания "диверсантов" без диверсий, "убийц" без убийств, "шпионов" без шпионажа, "заговорщиков" без заговоров - 100% фейк. Единственное реальное преступление - убийство Кирова - совершил одиночка, Николаев (популярная версия, что его "вели" сотрудники НКВД, тоже не доказана). Все обвиняемые реабилитированы за отсутствием состава преступления. Не реабилитированы только следователи, которые в 1937-1938 гг. "раскрывали заговоры" и тоже были уничтожены, на следующем витке спирали террора.
Вторая версия - та же первая, лайт вариант. Да, в юридическом смысле преступлений не было. Но была скрытая политическая борьба со Сталиным, интриги экс-оппозиционеров, возможность раскола партии - смертельно опасная ввиду приближающейся войны. Тоталитарный строй не терпит противоречий - и перед войной это вполне оправданно! "Это значит, между прочим, что в случае войны тыл и фронт нашей армии ввиду их однородности и внутреннего единства - будут крепче, чем в любой другой стране" (Сталин).
И это тоже вранье. Оппозиционеры 1930-х (всего-то их к 1937-му было где-то меньше 10 000 чел.) давно не имели политических амбиций, политической воли, занимали второстепенные посты и исступленно славили Сталина. Безусловно, ни о каких "агентах влияния" (немецкого, японского или любого иного) речи быть не могло. Наконец, идеологически эти экс-оппозиционеры были куда более ярыми антифашистами, куда более "левыми", чем Сталин. К тому же многие троцкисты были евреями, и понятно, что контакты с нацистами для них невозможны.
Кстати, не получилось и "монолита": во время ВОВ против своей страны выступило больше людей, чем когда-либо бывало в истории России. И 1937 год этому тоже поспособствовал.
Третья версия. Кадровая революция. В 1937-м, выступая на Пленуме ЦК ВКП (б), Сталин говорил о том, что влить в партийное руководство "свежие силы, ждущие своего выдвижения, - вот задача".
Да, на десятки тысяч освободившихся мест пришли новые люди, в основном им в 1937-1938-м было ок. 30 лет. Конечно, многие из них тут же сами полетели во рвы, но когда кровавая пена 1937-1938 годов осела, на дне образовался осадок "новых коммунистов". Так за пару лет директор техникума стал секретарем Днепропетровского обкома (Брежнев), сотрудник института экономики - завотделом американских стран Наркоминдела (Громыко), инженер-конструктор превратился в директора крупнейшего военного завода (Устинов), слушатель Института красной профессуры - второй, затем первый секретарь крайкома (Суслов). Эти примеры (пусть менее яркие) можно перечислять бесконечно. В 1937-1939 гг. была создана элита, которая в основном удерживала власть добрых 40 лет, до начала 1980-х. Их особенность была не только в молодости. Люди "коренных национальностей", русские и украинцы, а вот евреи, латыши, немцы, поляки резко потеряли номенклатурные позиции. Новая номенклатура не имела отношения к партийным дискуссиям 1920-х, для них слова Сталина были по определению истиной в последней инстанции. Они не участвовали в революционном движении, никакого опыта борьбы с властями (пусть царскими!) у них не было. Энергичные конформисты, с гладкой анкетой, как правило, с техническим образованием.
Что ж, как "винтики госмашины" они, конечно, были удобнее, чем прежняя номенклатура, "отягченная идеями". Но, во-первых, среди "снятых слоев" была масса точно таких же - не "спорщиков", а "людей дела", директоров завода, организаторов, технарей, всех тех, кто вытянул первые пятилетки. Во-вторых, зачем кого-то ИСТРЕБЛЯТЬ, когда вполне достаточно снять? Текучка кадров и убийства, это совершенно разные вещи. Об этом - в следующей статье.