Волонтеры сортируют гуманитарную помощь и отправляют ее в пункты временного размещения беженцев в Ростовской, Белгородской, Курской, Воронежской, Орловской областях, которые приняли основной поток граждан из Донецка и Луганска.
"Накануне выходных мы отправили три тонны груза, и склад снова заполнен, - рассказала "РГ" руководитель программы "Помощь тяжелобольным и раненым детям" Дарья Прокофьева. - Помогают целыми школами! Вот родители и ученики московской школы N 1518 за несколько дней битком набили целую машину необходимых вещей".
"Этим людям, в основном это матери с детьми, очень трудно. Они уезжали спешно, и зачастую у них нет ни денег, ни самых необходимых вещей", - поясняет глава организации врач Ольга Демичева. При этом отправка гуманитарных грузов - это только одно направление в работе благотворителей. Уже восемь лет благотворительная организация вывозит из Донецка больных детей и устраивала их на лечение в России.
И сейчас на втором этаже Дома милосердия живут несколько семей: мамы готовят еду на общей кухне, а дети рядом - кто-то с раскрасками, кто-то с книжкой. Мамы общаются, помогают друг другу, а детки проходят обследование, лечатся, учатся - кто может, ходит в школу, другие занимаются дистанционно.
Ксюше Кирдан из маленького луганского городка Свердловск, которой поставлен диагноз СМА (спинальная мышечная атрофия), на инвалидной коляске не убежать и не скрыться в бомбоубежище. С коляской, кстати, Ксюше несколько лет назад помогла "Доктор Лиза". Но сейчас дома лечиться невозможно, и поэтому Ксюшу и ее маму Ирину эвакуировали в Москву.
Сидим на кухне в Доме милосердия, едим макароны ("а еще у нас гречневый супчик, хотите?"), и мама Ирина рассказывает, как они жили последние годы. Как многие мамы с ребенком-инвалидом, Ирина тянула Ксюшу одна и хлебнула сполна - знахари, молитвы, - а что делать, если нормальной помощи не было? Сейчас девочку обследуют, и врачи надеются, что ей может помочь дорогущий препарат "Спинраза". "А пока наша врач сказала мне - радуйтесь тому, что есть. Мы и радуемся", - говорит Ирина.
Ее соседка по Дому милосердия Ольга Долженко-Бусухова из Донецкой области здесь старожил. Когда три года назад, как говорит мама Оля, что-то "выстрелило", и у двоих ее детей - дочки и сына - стали развиваться тяжелые и неврологические симптомы, местные врачи сказали: что-то редкое, надо смотреть, но не здесь. "В Киев нельзя - наш папа участвовал в боевых действиях, могли и в плен попасть. Вся надежда была - на Москву", - говорит Ольга. Детей обследуют, точного диагноза пока нет, но уже то, что они не брошены, для Ольги счастье.
Мамы вспоминают о своей жизни до приезда в Россию спокойно и даже с юмором, хотя слышать такое страшно. Они говорят, как научились жить без воды - ее в Донецке давали на два-три часа в сутки, что приспособились к обстрелам - различали на слух, когда "бьют свои, а когда жарят чужие". И даже пес во дворе, рассказала Ирина, безошибочно подсказывал своим поведением - когда нужно прятаться и когда можно без опаски остаться дома.
Всего за эти годы "Справедливая помощь Доктора Лизы" помогла нескольким сотням таких детей. "Мне сейчас тяжело говорить. Час назад в Питере умерла Снежана, - рассказывает Дарья Прокофьева. - Девочка родилась с врожденной патологией сердца, ей нужна была срочная операция. Вывезли мы ее из Луганска в начале февраля, спецбортом. С нами активно работают московский госпиталь имени Бурденко, Центр здоровья детей минздрава, питерский Центр имени Алмазова. Снежану отправили оперировать в Питер - там можно было это сделать быстрее всего. Но - видите - помочь удается не всегда. И все-таки наша работа больше про жизнь, чем про смерть. Потому что если не работать, не помогать - смертей будет больше".
Сил волонтерам придают истории (а они есть, и их много), когда все самые большие горести уже позади. Это, например, история Ангелины и Егора. Познакомились они в Донецкой детской больнице, где проходили диализ. Первой в Россию вывезли Ангелину - у нее уже была терминальная почечная недостаточность. В Центре Шумакова девочке сделали операцию по пересадке почки. И сейчас Ангелина уже студентка - будет филологом. А когда в Доме милосердия появился Егор, Ангелина больше всех поддерживала друга, пока мальчика готовили к трансплантации: "Видишь, у меня все хорошо, и у тебя будет так же".
Истории у всех детей разные. Но все подопечные Дома милосердия - получив помощь, пройдя лечение - мечтают вернуться домой. Тем более знают - за ними еще много семей и детей, которым тоже нужна помощь.