Харчана (в переводе с якутского - "снегурочка") выросла в творческой семье: обе бабушки - мастерицы-рукодельницы, отец - художник-любитель, актер и таксидермист. Мама вышивает и фотографирует. В детстве у девочки было мало игрушек, зато фантазии хоть отбавляй. Кукол делала сама: из соленого теста, ткани, бумаги. А потом собирала соседских детей и устраивала мини-спектакли.
После школы выучилась на дизайнера одежды. О детском увлечении вспомнила в декрете, когда придумывала игрушки для дочки. Однажды Харчана искала в интернете новые идеи и увидела статью о создательнице фарфоровых и шарнирных кукол Марии Бычковой. Творения мастера запали в душу, и якутянка решила попробовать.
Училась по видеоурокам на сайтах для кукольников. В качестве материала для творчества выбрала полимерную глину, с которой начинает большинство мастеров. Потом перешла на запекаемый пластик и флюмо - сaмозатвердевающую массу, которую заливают в готовые гипсовые формы. Материалы заказывает в основном из Америки и Японии, в России глины нужного качества пока нет.
Не у каждой куклы от Баппагай есть имя, но у большинства есть история. По словам умелицы, так интереснее работать. Образы продуманы до мелочей: одежда, обувь, украшения, вплоть до резинок для волос. При создании кукольных домов, мебели и деталей интерьера в ход идут фанера, картон и дерево. Но так как предметы крошечные, их сложно вырезать. Руки часто остаются в порезах.
- На одно изделие уходит от месяца до полугода. Сначала делается технический эскиз каждой детали с размерами, затем каркас из проволоки, обернутый глиной. Создавать куклу начинаю с головы, ведь это самое сложное. Изделие несколько раз запекается в печи, в финале - роспись, волосы и костюм. Кукольник - это одновременно художник, модельер, дизайнер, скульптор, и каждый этап по-своему интересен, - говорит Харчана.
Один из самых частых отзывов о ее портретных куклах: "Они как живые". Кого-то это завораживает, а кто-то под взглядом внимательных глаз чувствует себя неуютно. Иногда кукол заказывают сделать по фото мам и бабушек, которых уже нет в живых, - как хранительниц очага. По словам мастерицы, ее это не пугает. Более того, она уже создала свою маленькую копию, которую оставит детям, чтобы почаще вспоминали и внукам рассказывали.
- Когда мастерю портретных кукол на заказ, помогает физиогномика. Характер можно узнать по лицу, поэтому изучаю мимику человека на фото в разных ракурсах. А те, кого создаю "из головы", становятся героями сказки - так легче передать эмоции. Мои первые куклы не были такими живыми - это дело техники и опыта. Однажды заказчица попросила поменять цвет волос своей портретной куклы. Когда увидела ее снова, захотелось переделать анатомию, черты лица. В итоге новая кукла получилась копией девушки, но клиентке не понравилась: сказала, что никак не может к ней привыкнуть - слишком настоящая. Решила, что менять изделие было ошибкой и с тех пор ничего не исправляю, - рассказывает Харчана.
Бизнес на куклах в России делают многие. Правда, клиенты в основном заграничные - тамошние коллекционеры готовы платить за ручной труд. Якутянка тоже планировала начать продажи в зарубежных маркетплейсах, но в нынешней непростой ситуации не решается.
Как говорит Харчана, встречи с коллегами-кукольниками на выставках - это своеобразный творческий "вайб". Все на одной волне, делятся опытом: кто где продает и с какими поставщиками работает, какие новые материалы понравились, а с какими лучше не связываться. Профессиональное общение с людьми, у которых горят глаза, очень мотивирует - это всегда новые идеи и огромный стимул для работы.
- Учиться ремеслу можно бесконечно - для меня это приключение, - улыбается Харчана. - А еще понимаешь, что ты не одна такая - взрослый ребенок, который до сих пор играет в куклы.
Харчане нравится делать шарнирных кукол: благодаря подвижным суставам они могут принимать практически любую позу, а не только стоять или сидеть.
- Люблю, когда человек полностью доверяет моей фантазии. Три года назад одна девушка заказала домового. Когда спросила о пожеланиях, она сказала - делай, как чувствуешь. В итоге получился очень колоритный старик в соломенной шляпе, а я получила огромное удовольствие от работы, - рассказывает кукольница.
С головой уйти в профессию у многодетной мамы пока не выходит: сидит в декрете с младшим сыном. Дома у Харчаны есть свой уголок творчества, но убегать туда получается в основном по ночам. Иногда удается поработать среди дня под девизом: "Я заслужила это время". В такие моменты малыши садятся рядом и тоже начинают что-то делать: лепят, рисуют, стихи сочиняют. В их творческой семье так заведено: любое дело надо подпитывать добрым словом, пусть даже самое маленькое.
Якутянка мечтает открыть творческое пространство с мини-музеем, выставочным залом, отдельным помещением для мастер-классов и магазином материалов для творчества. А еще хочет освоить фарфор. Это высший пилотаж для кукольника, материал на века, который очень ценят коллекционеры. Ведь изделия можно передавать из поколения в поколение.
- Все свои работы люблю одинаково, и расставаться с ними бывает сложно, - говорит Харчана. - Ведь ты всю душу вложил и переживаешь - вдруг новые хозяева не на ту полку поставили или вообще в руки не берут. Главный посыл моих работ - пригласить человека окунуться в мир сказки. Нам всем сейчас это не помешает.
В 2019 году казахский певец Димаш Кудайбергенов дал первый концерт в России. Среди шести тысяч зрителей в Кремлевском дворце были поклонницы из Якутии, которые вручили артисту подарок - портретную куклу от Харчаны Баппагай.
Заказ поступил, когда мастерица с семьей жила на Бали. Оказалось, что магазинов тканей и фурнитуры там совсем немного. В поисках необходимых материалов Харчане, которая тогда была на девятом месяце беременности, пришлось объехать на байке чуть ли не пол-острова. В процессе создания кукла видоизменялась как минимум трижды, превратилась из статичной в подвижную, на шарнирах, и облачилась в казахский национальный костюм. Необычный презент от якутян выставлен в семейном музее певца.