- Для таких выставок всегда существует проблема, как перенести дух уличного искусства, живого и свободного, в галерейное пространство, которое задает определенные рамки, - говорит один из кураторов, сотрудник Государственного художественного музея А.Н. Радищева Наталья Курилова.
Именно поэтому выставку в музее развернули как бы в двух планах: один - студийные работы, некоторые из них были выполнены специально для этой экспозиции, второй - фотографии граффити этих же художников, сделанные на улицах.
Как считает музейный работник, зачастую раздражение и порицание у людей вызывают как раз быстро и небрежно выполненные граффити невысокого качества. В то же время работы по-настоящему талантливых художников, в которые вложено много труда, люди могут просто не увидеть, поскольку они находятся на заборах каких-нибудь отдаленных промзон или в заброшенных зданиях. На выставке стремились такие работы продемонстрировать. Еще одной задачей было показать, что работа многих таких райтеров не ограничивается граффити-изображениями, а переходит в стрит-арт и другие актуальные направления современного искусства.
Например, известные в городе граффити-художники под никнеймом "Свои" превратили свое традиционное изображение трамвая для выставки в объемную композицию.
- Здесь такая мозаика, много рамочек, наложенных друг на друга, и используется всего два цвета - черный и серебристый. Вроде бы все просто, но это и отличает настоящего художника, который умеет малыми средствами сделать выразительную работу, - восхищается Наталья Курилова.
А саратовский художник Влад Арянов, он рисует в основном на айпаде, на выставке показал коллекцию расписанных им скейтов, которая объединена общей темой сошедшего с ума в результате пандемии мира.
Всего на выставке работы представили 24 саратовских художника, возраст которых от 20 до 50 лет.
- Как-то это не соответствует распространенному мнению, что граффити рисуют подростки, которые дорвались до баллончика с краской? - интересуюсь у куратора выставки Олега Зябкина.
- Ну почему, все были подростками, которые дорвались до баллончика с краской и придумали себе псевдоним. Просто кто-то бросает это занятие очень быстро, а кто-то остается и развивается. У некоторых увлечение переходит в профессию. Среди тех, кто за последние 30 лет рисовал на улице, есть архитекторы, дизайнеры, фотографы, много людей творческих специальностей, - объясняет Олег.
Для самого Олега Зябкина впервые "легализация" его увлечения произошла на одном из первых фестивалей граффити, который прошел в Саратове в 2000 году на набережной Волги. Впоследствии проведение таких фестивалей и выставок стало более-менее регулярным.
В 2008 году большой фестиваль граффити, одним из организаторов которого выступал уже сам Олег, прошел в Саратове на Новоастраханском шоссе. Участие в нем приняли известные райтеры, съехавшиеся со всей страны, которые расписали стены гаражных кооперативов.
- Народу пришло много, так что было не протолкнуться, молодежи интересно было посмотреть, как рисуют звезды российской граффити-сцены, - вспоминает Олег Зябкин.
Постепенно в Саратове сложилась традиция сотрудничества уличных художников с муниципалитетом. За последние годы в центре города на торцевых стенах многоэтажных домов на улицах Советской и Волжской появились большие картины в стиле стрит-арта. Изображение Поезда Победы с дополненной реальностью художники создали на территории исторического парка "Моя история" на Ильинской площади. А в рамках еще одного совместного с городскими властями проекта райтеры расписали арки домов на проспекте Кирова.
Уже привычным становится и представление о том, что граффити и тесно связанная с ним уличная живопись являются одним из направлений современного искусства.
- С коллегами мы удивлялись, когда увидели работы одного из райтеров, которые он представил на выставку: все они выполнены в любимых цветах палитры саратовской школы живописи, заложенной Борисовым-Мусатовым и Павлом Кузнецовым, - светло-голубой, светло-зеленый, светло-розовый, светло-синий, - говорит Наталья Курилова.
С тем, что некоторые уличные художники продолжают местные художественные традиции, согласен и бывший директор дома-музея Павла Кузнецова Игорь Сорокин.
- В 2000-е годы мной было замечено несколько граффити в городе, которые по цвету и характеру можно было бы причислить к так называемой "саратовской живописной традиции". Надеюсь, это не случайность, - поделился эксперт.
Игорь Сорокин, руководитель культурного центра художника Гектора Баракки:
- Потребность человека нарисовать на стене заложена в нем очень глубоко. Наскальные рисунки древних людей - это граффити. В любом древнем храме на стенах можно найти надписи самого разного времени. В ХХ веке с ростом городов и технологий граффитчики получили колоссальное поле деятельности - стали очень заметны...
Разумеется, не всякое марание стен является искусством. Я радуюсь, когда вижу искусство на улицах - и его много! И, разумеется, огорчаюсь, когда вижу голое самовыражение - как ни печально, часто стараются оставить знаки своего присутствия на самом видном месте те, кто не очень умен. Несколько лет назад в Ростове-на-Дону на каждом шагу можно было встретить инициалы какого-то самовлюбленного товарища - он будто поставил целью жизни заполонить город двумя буквами и через это прославиться. Это из разряда карикатур на тему "Здесь был Вася!".
Тут есть над чем подумать: одно дело, когда верующий человек оставляет свой малозаметный крест-инициал-рисунок в храме, другое - когда это лишь выпячивание себя из последних сил. Наверное, одним из критериев оценки общественной значимости граффити как искусства можно назвать адресность. Если это обращение ко всему миру - и мир это понимает, принимает и даже ценит - это искусство.
Анастасия Пузанова, председатель комитета по архитектуре администрации Саратова:
- Уличное искусство сегодня успешно развивается. Но все должно быть уместно: подобные работы не допускаются на зданиях-объектах культурного наследия. Изображения граффити на жилых домах возможны только при согласовании с собственниками. В то же время, например, в Саратове проходил молодежный граффити-фестиваль "Волжская волна", который стал специальной площадкой для уличных художников.
Когда уличное искусство не является актом вандализма, когда сюжеты рисунков не противоречат морально-этическим нормам - в этом случае муниципалитет открыт к взаимодействию с художниками. Считаю, что проекты по изменению внешнего облика фасадов зданий с участием граффити-художников можно было бы рассматривать на архитектурно-градостроительном совете, который работает при комитете по архитектуре.