В Саратове прошла выставка граффити художников разных поколений

В Радищевском музее прошла выставка граффити, в которой приняли участие художники разных поколений. Сразу на входе внимание посетителей привлекает полностью расписанный граффити телевизор. И здесь же рядом самая необычная книга отзывов, которую мне приходилось видеть, посетители-художники своими записями и тэгами превратили ее в еще один настоящий экспонат.
Андрей Куликов/РГ

- Для таких выставок всегда существует проблема, как перенести дух уличного искусства, живого и свободного, в галерейное пространство, которое задает определенные рамки, - говорит один из кураторов, сотрудник Государственного художественного музея А.Н. Радищева Наталья Курилова.

Именно поэтому выставку в музее развернули как бы в двух планах: один - студийные работы, некоторые из них были выполнены специально для этой экспозиции, второй - фотографии граффити этих же художников, сделанные на улицах.

Как считает музейный работник, зачастую раздражение и порицание у людей вызывают как раз быстро и небрежно выполненные граффити невысокого качества. В то же время работы по-настоящему талантливых художников, в которые вложено много труда, люди могут просто не увидеть, поскольку они находятся на заборах каких-нибудь отдаленных промзон или в заброшенных зданиях. На выставке стремились такие работы продемонстрировать. Еще одной задачей было показать, что работа многих таких райтеров не ограничивается граффити-изображениями, а переходит в стрит-арт и другие актуальные направления современного искусства.

"Значимость граффити определяет его адресность. Если мир его понимает, принимает и даже ценит - это искусство"

Например, известные в городе граффити-художники под никнеймом "Свои" превратили свое традиционное изображение трамвая для выставки в объемную композицию.

- Здесь такая мозаика, много рамочек, наложенных друг на друга, и используется всего два цвета - черный и серебристый. Вроде бы все просто, но это и отличает настоящего художника, который умеет малыми средствами сделать выразительную работу, - восхищается Наталья Курилова.

А саратовский художник Влад Арянов, он рисует в основном на айпаде, на выставке показал коллекцию расписанных им скейтов, которая объединена общей темой сошедшего с ума в результате пандемии мира.

Всего на выставке работы представили 24 саратовских художника, возраст которых от 20 до 50 лет.

- Как-то это не соответствует распространенному мнению, что граффити рисуют подростки, которые дорвались до баллончика с краской? - интересуюсь у куратора выставки Олега Зябкина.

- Ну почему, все были подростками, которые дорвались до баллончика с краской и придумали себе псевдоним. Просто кто-то бросает это занятие очень быстро, а кто-то остается и развивается. У некоторых увлечение переходит в профессию. Среди тех, кто за последние 30 лет рисовал на улице, есть архитекторы, дизайнеры, фотографы, много людей творческих специальностей, - объясняет Олег.

Для самого Олега Зябкина впервые "легализация" его увлечения произошла на одном из первых фестивалей граффити, который прошел в Саратове в 2000 году на набережной Волги. Впоследствии проведение таких фестивалей и выставок стало более-менее регулярным.

Граффити художника Sobaki321 запоминаются своим забавным персонажем Фото: Андрей Куликов/РГ

В 2008 году большой фестиваль граффити, одним из организаторов которого выступал уже сам Олег, прошел в Саратове на Новоастраханском шоссе. Участие в нем приняли известные райтеры, съехавшиеся со всей страны, которые расписали стены гаражных кооперативов.

- Народу пришло много, так что было не протолкнуться, молодежи интересно было посмотреть, как рисуют звезды российской граффити-сцены, - вспоминает Олег Зябкин.

Постепенно в Саратове сложилась традиция сотрудничества уличных художников с муниципалитетом. За последние годы в центре города на торцевых стенах многоэтажных домов на улицах Советской и Волжской появились большие картины в стиле стрит-арта. Изображение Поезда Победы с дополненной реальностью художники создали на территории исторического парка "Моя история" на Ильинской площади. А в рамках еще одного совместного с городскими властями проекта райтеры расписали арки домов на проспекте Кирова.

Уже привычным становится и представление о том, что граффити и тесно связанная с ним уличная живопись являются одним из направлений современного искусства.

- С коллегами мы удивлялись, когда увидели работы одного из райтеров, которые он представил на выставку: все они выполнены в любимых цветах палитры саратовской школы живописи, заложенной Борисовым-Мусатовым и Павлом Кузнецовым, - светло-голубой, светло-зеленый, светло-розовый, светло-синий, - говорит Наталья Курилова.

С тем, что некоторые уличные художники продолжают местные художественные традиции, согласен и бывший директор дома-музея Павла Кузнецова Игорь Сорокин.

- В 2000-е годы мной было замечено несколько граффити в городе, которые по цвету и характеру можно было бы причислить к так называемой "саратовской живописной традиции". Надеюсь, это не случайность, - поделился эксперт.

Мнение

Игорь Сорокин, руководитель культурного центра художника Гектора Баракки:

- Потребность человека нарисовать на стене заложена в нем очень глубоко. Наскальные рисунки древних людей - это граффити. В любом древнем храме на стенах можно найти надписи самого разного времени. В ХХ веке с ростом городов и технологий граффитчики получили колоссальное поле деятельности - стали очень заметны...

Разумеется, не всякое марание стен является искусством. Я радуюсь, когда вижу искусство на улицах - и его много! И, разумеется, огорчаюсь, когда вижу голое самовыражение - как ни печально, часто стараются оставить знаки своего присутствия на самом видном месте те, кто не очень умен. Несколько лет назад в Ростове-на-Дону на каждом шагу можно было встретить инициалы какого-то самовлюбленного товарища - он будто поставил целью жизни заполонить город двумя буквами и через это прославиться. Это из разряда карикатур на тему "Здесь был Вася!".

Тут есть над чем подумать: одно дело, когда верующий человек оставляет свой малозаметный крест-инициал-рисунок в храме, другое - когда это лишь выпячивание себя из последних сил. Наверное, одним из критериев оценки общественной значимости граффити как искусства можно назвать адресность. Если это обращение ко всему миру - и мир это понимает, принимает и даже ценит - это искусство.

Анастасия Пузанова, председатель комитета по архитектуре администрации Саратова:

- Уличное искусство сегодня успешно развивается. Но все должно быть уместно: подобные работы не допускаются на зданиях-объектах культурного наследия. Изображения граффити на жилых домах возможны только при согласовании с собственниками. В то же время, например, в Саратове проходил молодежный граффити-фестиваль "Волжская волна", который стал специальной площадкой для уличных художников.

Когда уличное искусство не является актом вандализма, когда сюжеты рисунков не противоречат морально-этическим нормам - в этом случае муниципалитет открыт к взаимодействию с художниками. Считаю, что проекты по изменению внешнего облика фасадов зданий с участием граффити-художников можно было бы рассматривать на архитектурно-градостроительном совете, который работает при комитете по архитектуре.