Новая стратегическая инициатива федерального правительства направлена в первую очередь на создание нового типа инженерной подготовки. Сюда относится разработка новых магистерских программ и программ дополнительного образования. Поэтому главным ресурсом в реализации проекта "Передовые инженерные школы" является привлечение преподавателей-практиков с производства и стажировки преподавателей вузов в компаниях.
Технические университеты Евразийского НОЦ, которые успешно ведут подготовку квалифицированных кадров для всех отраслей экономики, накопили достаточный опыт как в реализации совместных с промышленными предприятиями проектов, так и во внедрении в производство инновационных разработок.
- Это очень важный проект. Он поможет "привязать" студентов - будущих специалистов к высокотехнологичным производствам, сделав эти связи более крепкими. Суть передовой инженерной школы в том, что ребята учатся не только у преподавателей вузов, но и у практиков на базе уже существующих производств. Компетентность наших технических вузов и их связь с реальным сектором экономики позволит с успехом реализовать новый федеральный проект в нашей республике, - отметил советник главы Республики Башкортостан по вопросам науки Руслан Казыханов.
Как рассказала заместитель директора управляющей компании НОЦ РБ Ирина Буренина, новый проект подразумевает совместную работу с такими корпорациями, как Газпром, Ростех, Роснефть, РЖД и другими.
- Перед нами сейчас стоит задача изменить внутреннее наполнение образовательных программ с учетом формирования современных компетенций технических специалистов в партнерстве с крупными предприятиями, - уточнила она.
Инженерная школа как новое структурное подразделение университета должна создаваться под решение крупной инженерной задачи. Так, эксперты УГНТУ будут работать над проектом создания "Евразийской политехнической школы". Планируется, что его индустриальным партнером выступят крупные нефтегазовые корпорации.
К ключевым направлениям, внесенным в концепцию развития передовой инженерной школы нефтяного вуза, относятся развитие цифрового проектирования и моделирования, разработка и применение цифровых двойников, передовые производственные технологии, новые материалы и аддитивные технологии, робототехника и мехатроника, технологии сенсорики, искусственный интеллект и большие данные. Реализация этих направлений позволит осуществить переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, интеллектуальным производственным технологиям и роботизированным системам.
Передовая инженерная школа на базе Уфимского университета науки и технологий, создаваемого путем слияния БашГУ и УГАТУ, будет базироваться на стратегическом проекте "Высшая инженерная школа аэрокосмических технологий".
Основным результатом стратегического проекта эксперты ожидают создание фундаментальной научной базы, новых технологий и материалов, опытных образцов электрических силовых установок и летающей лаборатории. Полученные в результате реализации проекта новые знания позволят снизить потребление топлива летательными аппаратами и уменьшить выбросы СО2.
Проект по реализации в регионах "Передовых инженерных школ" рассчитан на 3 года и будет обеспечен финансированием более чем на 37 млрд рублей. Его итогом должно стать создание в регионах 30 передовых инженерных школ.
Направления деятельности передовых инженерных школ должны отвечать и требованиям "сквозных" цифровых технологий программы "Цифровая экономика РФ". Искусственный интеллект и нейротехнологии, новые производственные технологии и промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальностей сегодня являются неотъемлемой частью в цифровой экономике.