09.03.2022 16:30
    Поделиться

    В Курганской области не хватает инспекторов для борьбы с браконьерами

    В Курганской области государственным охотничьим контролем занимается в три раза меньше инспекторов, чем полагается по нормативам. По мнению экспертов, это одна из причин того, что в регионе не могут справиться с браконьерами.
    Татьяна Андреева/РГ

    Общая площадь охотничьих угодий в Зауралье - 6,44 миллиона гектаров. При этом количество охотников-любителей, по данным профильного департамента, 39,9 тысячи. К цивилизованным стрелкам следует добавить тех, кто добывает животных без всяких разрешений. И вот на эту огромную армию с ружьями приходится всего 19 государственных инспекторов.

    Получить охотбилет может любой желающий: подать заявление через МФЦ или портал госуслуг, а при получении документа расписаться, что с требованиями ознакомлен

    Неудивительно, что браконьерство процветает. О его масштабах можно судить хотя бы по статистике отдела надзора в области животного мира управления контрольно-надзорной деятельности регионального департамента гражданской защиты, окружающей среды и природных ресурсов. По данным ведомства, в прошлом году выявлена незаконная добыча 285 животных, в том числе 233 сибирских косуль, 32 лосей, 20 кабанов. У нарушителей изъята 101 единица огнестрельного оружия, 24 автомобиля, два снегохода, две лампы-фары, прибор ночного видения, тепловизор, лодка с мотором, мотоблок, четыре мотоцикла. Злоумышленники ставят капканы, ловят косуль петлями из стального троса, придумывают массу других способов незаконной добычи. Попались и те, кто возил туши убитых животных без разрешений на их добычу и документов на транспортировку: за год зафиксировано 48 таких фактов. Но это только то, что выявлено. А каковы реальные цифры, не знает никто.

    По федеральным нормативам в Курганской области должно быть 72 инспектора - по три на каждый муниципальный район. По факту же 19 специалистов на 24 района: некоторым приходится брать на себя по две территории. Получается, на каждого инспектора приходится треть миллиона гектаров и свыше двух тысяч охотников. На заседании аграрного комитета облдумы начальник отдела надзора Алексей Епачинцев заявил: на расширение штата нет средств. Кроме оплаты труда нужны ресурсы на материально-техническое обеспечение службы. Между тем еще в конце 2016-го президент РФ дал поручение разработать меры по поэтапному увеличению финансового обеспечения переданных регионам федеральных полномочий в области охраны и использования охотничьих ресурсов. Однако за это время ничего не изменилось.

    И все же, подчеркивает Епачинцев, инспекторы со своей задачей справляются, как могут. Вместе с сотрудниками правоохранительных органов постоянно проводят рейды, профилактическую и разъяснительную работу с населением. В прошлом году, например, за незаконную охоту в полицию было подано 192 заявления, возбуждено 105 уголовных дел, 33 человека осуждены. Нарушителям предъявлено 58 исков о возмещении ущерба, причиненного охотничьим ресурсам, на 11,7 миллиона рублей, возмещено 9,8 миллиона. Есть прогресс и по раскрываемости преступлений незаконных охотников: ранее в течение шести лет этот показатель составлял около 17 процентов, в 2020-м превысил 30, а в 2021-м - 46 процентов. Но все эти меры не меняют ситуацию в корне.

    Кстати, кроме государственных есть еще общественные охотинспекторы. К примеру, это все егери Курганского областного Союза общественных организаций охотников и рыболовов. Как рассказал председатель организации Владимир Михайлов, они, конечно, обладают не такими широкими полномочиями, как государственные инспекторы, но помощь в борьбе с браконьерами оказывают существенную. Работа была бы эффективнее, если бы районные инспекторы, чиновники и сотрудники правоохраны работали в тесном контакте с охотпользователями, егерями, охотоведами и доверяли друг другу. Но в последние годы охотпользователей даже на профильные совещания не приглашают из-за ковидных ограничений и их голос никто не слышит. Владимир Михайлов рассказал, как в одном из районов егеря обнаружили незаконный отстрел лося и сообщили районному инспектору, а вечером полиция провела обыски… у егерей.

    - Коллега из другого региона поделился, что у них еще круче: егерей, сообщивших о браконьерстве, проверяют на детекторе лжи. Вряд ли после такого можно рассчитывать на доверительные отношения, - с сожалением констатирует Михайлов.

    Тем не менее он уверен: навести порядок в лесу могут только сами охотники. Раньше, чтобы стать членом общества охотников, надо было получить рекомендации двух опытных товарищей, год ходить в кандидатах, принимать участие в мероприятиях по сохранению охотничьих ресурсов, сдать охотминимум и только после этого получить охотничий билет. В их организации процедура сохранилась, но в союзе лишь 5000 членов, остальные 30 с лишним тысяч охотников в регионе - вольные стрелки. По закону получить охотбилет может любой желающий, "обладающий гражданской дееспособностью, не имеющий непогашенной судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившийся с требованиями охотминимума". Заявление на получение билета можно подать через МФЦ или портал госуслуг, а при получении документа расписаться, что с требованиями ознакомлен.

    Правда, ожидается, что с 1 сентября 2022 года вступят в силу новые правила, которые ужесточат условия получения охотничьего билета: новичкам придется сдавать экзамены на знание охотминимума. По словам Владимира Михайлова, Росохотрыболовсоюз вышел в Госдуму с предложением вернуть им право вести подготовку и принимать такой экзамен.

    Кстати

    4 марта курганским государственным охотинспекторам вручили ключи от четырех внедорожников "Нива". Новая техника позволит эффективнее бороться с нарушителями в охотугодьях Звериноголовского, Шадринского, Юргамышского и Сафакулевского районов. Автомобили приобрели на средства федерального бюджета. В этом году автопарк департамента пополнит еще один автомобиль повышенной проходимости и два снегохода.

    Поделиться