10.03.2022 09:30
    Поделиться

    Как либеральная идеология влияет на устойчивость нашей экономики

    С точки зрения естествоиспытателя в области минерального сырья могу отметить, что в обществе существует заблуждение относительно понимания роли государства в условиях неопределенностей в сегодняшней экономике. То есть вера в то, что правительство в сложных геополитических условиях не будет искать "идеальных" вариантов для развития экономики, а будет руководствоваться тем, что ведущую роль в ней должна играть мобилизационная экономика, где значение правительства является доминирующим. Предполагается, что оно должно концентрировать ресурсы в том звене экономической системы, которое определяет противодействие нависшей над обществом угрозе. Эта задача должна решаться, в том числе, за счет их изъятия из других, менее важных на сегодняшнем этапе звеньев экономики.
    Павел Долганов

    Негативное влияние геополитических ограничений на устойчивость развития наших компаний как участников глобального рынка и экономики в целом, а также наличие угроз существованию нашего государства как целостной системы на протяжении последних лет было очевидным. Не вдаваясь в анализ действий правительства в сегодняшней ситуации и его реакции на очевидные геополитические вызовы, следует только отметить, что наш военно-промышленный комплекс и армия демонстрируют способность противодействовать этим вызовам.

    Государственные регуляторы минерально-сырьевого комплекса долгое время были озабочены поиском и составлением "идеальных" прогнозов, направленных на решение таких эфемерных проблем мировой экономики, как ликвидация инженерного образования, "борьба с углеводородами", водородная экономика, цифровизация, "искусственный интеллект" и других. При этом значение минерально-сырьевого потенциала как серьезнейшего геополитического ресурса адептами либеральной экономики принижалось.

    Идеология экономического либерализма, навязанная нашей стране еще в конце ХХ столетия, и по сей день приветствуется частью нашего общества, которая ратует за минимальное вмешательство правительства в экономику страны, отвергая государственное регулирование в экономике. Эта идеология проповедует полную свободу индивидов, оставляя за правительством антимонопольное регулирование и формирование корректной информации. Госрегулирование в данном случае подменяется понятием вмешательства.

    К сожалению, и в сегодняшних условиях переход на мобилизационную экономику сдерживается сторонниками экономического либерализма. Представляя собой надстройку общества, они влияют на такие нематериальные факторы как моральные, нравственные и психологические. А ведь они лежат в основе мобилизационности и способности страны достичь при имеющихся ресурсах поставленных целей в экономике.

    Минеральное сырье сегодня необходимо для развития любой страны. Длительность геополитической борьбы стран коалиции глобального лидерства показывает, что итогом их целевой дипломатии является обеспечение свободного допуска к минеральному сырью. Прежде всего, углеводородам, редкоземельным, цветным металлам и др., которыми они бедны.

    Та волатильность и рост котировок, которые мы наблюдаем на сырьевых рынках, дает полное основание говорить о вхождении мировой экономики в фазу острого кризиса. Какие проблемы являются наиболее существенными? Во-первых, нарушается глобальная взаимосвязь между энергией, продовольствием, водой и благосостоянием. Во-вторых, всплеск цен на основное минеральное сырье провоцирует структурную инфляцию в мире за счет несбалансированного роста отдельных отраслей и сегментов мировой экономики.

    Минеральные ресурсы - природный капитал, который может быть преобразован в человеческий, социально-общественный и физический исключительно при профессиональном государственном регулировании всего процесса работы с ним. Правительство, регулируя минерально-сырьевой комплекс (МСК), должно определять, какие ресурсы, когда и каким образом будут разрабатываться, добываться, потребляться, вовлекаться во вторичную переработку в интересах государства на основе балансовой политики, где соотношение добычи и прироста запасов сохраняется в диапазоне 1:(1.2 ÷ 1.6). Оно должно рассматривать минерально-сырьевой потенциал страны как элемент транснационального управления в рамках юрисдикционных и секторальных возможностей государства, используя для регулирования законы, правила и инструкции и минимизируя свое участие в производстве.

    Только наличие единого центра управления и персональной ответственности в правительстве может обеспечить создание длинных технологических цепей в экономике, ориентированных на получение товара прямого потребления, произведенного из минерального сырья. И создать условия для усиления нашего присутствия на сырьевых рынках как равноправного участника глобальной экономики.

    Безотлагательность и актуальность обновления ресурсной политики России вызваны нарастающими геополитическими рисками, критическим уровнем выработанности высококачественных, конкурентоспособных запасов углеводородов и твердых полезных ископаемых. А также необходимостью учета фактора исчерпаемости разрабатываемых запасов, их систематической переоценки в связи с изменением технологических возможностей, ростом издержек, ухудшением горнотехнических и инфраструктурных условий их локализации, ценовыми циклами. Минерально-сырьевая политика и стратегия должны учитывать социальные проблемы страны - 64% территории РФ находится в северных широтах. Единственная возможность социально-экономического развития северных территорий - высоколиквидная минерально-сырьевая база (МСБ), тепло и энергия. А единственный "работодатель" в этих условиях - "Геолог", и следующий за ним - "Горняк".

    Сырьевой, анклавный тип социально-экономического развития северных территорий не имеет альтернативы. К сожалению, эти важнейшие факторы не находят отражения в минерально-сырьевой политике страны. Реалистичность и профессионализм оценок ситуации и ответов на эти вызовы - необходимые условия устойчивого развития страны, экономика которой критически зависит от состояния дел МСК и МСБ.

    Недооценка реального положения, замалчивание нарастающих проблем с качеством, достаточностью МСБ, ее конкурентоспособностью, потенциалом и возможностью (геологической, профессиональной, технологической, технической) ее воспроизводства несет угрозу социально-экономической устойчивости общества, а также дезориентирует целеполагание государства в части проводимой политики энерго-тепло-ресурсосбережения ВВП.

    Поделиться