Россия сейчас экспортирует в день около 4,6 млн баррелей. Почти 3 млн баррелей нефти и 1,5 млн баррелей нефтепродуктов в сутки отправляются в Европу. В США поставляется ежедневно до 0,2 млн баррелей нефти и 0,4-0,5 млн баррелей нефтепродуктов. Остальные объемы идут в страны АТР. Даже вместе Иран и Венесуэла при максимальном уровне производства, которого нужно еще достичь, не смогут закрыть весь объем российского экспорта.
США прошлись по Ирану и Венесуэле санкционным катком, сильно подорвав нефтяную промышленность. В Венесуэле влияние санкций оказалось сильнее, в Иране слабее. Страны не прекращали отгрузки нефти за границу, хотя их объемы сильно упали. Именно поэтому Иран может сразу дополнительно выбросить на рынок до 0,5 млн баррелей в сутки, а дальше постепенно наращивать производство. Венесуэла сразу нарастить экспорт не сможет, добычу придется увеличивать постепенно, хотя ее экспортный потенциал оценивается выше, чем у Ирана.
США возобновили санкции против Ирана в 2018 году, с тех пор добыча нефти в стране сократилась на треть. Чтобы нарастить производство Ирану нужны инвестиции и время. Схожая ситуация с Венесуэлой. Ограничения против экспорта нефти из этой страны были введены США в 2020 году, производство снизилось на 50%. Но объемы добычи в Венесуэле падали с 2015 года, за 10 лет они сократились более чем в три раза.
Важно также, что иностранные компании уходят из проектов на территории стран, попавших под санкции. В итоге сейчас в Иране и Венесуэле остались в основном компании из России и Китая.
По оценке эксперта Аналитического центра при правительстве РФ Александра Курдина, Иран сможет добавить на мировой рынок до 1 млн баррелей в день, а Венесуэла - до 2 млн баррелей, и даже больше при удачной конъюнктуре. Но это перспектива не только на 2023-2024 годы, уточняет он.
Немного выше оценивает возможности Ирана портфельный управляющий УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Скрябин: если сейчас отменят санкции, к середине 2023 года страна сможет дополнительно экспортировать 1,5 млн баррелей в день.
Но это некий идеальный для США и союзников вариант, весьма далекий от реальности. По мнению доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, в Венесуэле пока речь идет только о поднятии уровня добычи до 2 млн баррелей в сутки. Нефтяная отрасль страны в глубоком упадке. С 2020 года здесь не было пробурено ни одной скважины. Чтобы вернуть добычу на прежний уровень, требуются инвестиции - порядка 70 млрд долларов на ближайшие 7-10 лет. Западные компании не пойдут на такие вложения. Скорее часть нефти, которую Венесуэла поставляет в обход санкций в Китай, будет перенаправлена в США, что позволит им заместить импорт из России. Это незначительные объемы, около 0,2 млн баррелей в сутки, отмечает эксперт.
С Ираном ситуация схожая. Его экспорт, также осуществляемый в обход санкций, сейчас нацелен главным образом на Китай.
Есть в этой истории и политические моменты. Обе страны являются членами ОПЕК+. Они не сокращают добычу из-за санкций. Но если их производство чудесным образом начнет быстро расти, другие члены альянса могут потребовать ограничить аппетиты.
Кроме этого, не совсем понятно, с кем юридически ведут переговоры США в Венесуэле. Вашингтон не признал Николаса Мадуро президентом страны. Венесуэла на протяжении десятков лет экспортировала нефть в США, ни разу не сорвав график поставок. В 2020 году США фактически предали ее. В Каракасе сидят не настолько наивные люди, чтобы опять довериться американцам, поясняет Андрианов.
По-видимому, США также не тешат себя иллюзиями, что иранская и венесуэльская нефть хлынет на мировой рынок, спасая их от энергетического кризиса и рекордных цен на бензин (выше 2 долларов за литр). Вашингтон одновременно с ведущимися переговорами продолжает давить на страны, участвующие в ОПЕК+, чтобы те увеличили темпы роста добычи нефти. По плану ОПЕК+, добыча вырастет в апреле на 400 тысяч баррелей в сутки, чего явно недостаточно для обуздания растущих котировок нефти.
Союзник внутри альянса был найден - ОАЭ планируют на очередном заседании ОПЕК+ выступить за рост нефтедобычи сверх ранее принятого плана. Заседание состоится 31 марта. Проблема лишь в том, что ОАЭ хоть и заметный участник альянса, но явно не его лидер, как Саудовская Аравия и Россия. К тому же страны ОПЕК+ не успевают наращивать добычу даже в тех объемах, что установлены сейчас. В январе они отстали от графика на 900 тысяч баррелей в сутки. Едва ли дело дальше пойдет успешней.