Сегодня жилищным законодательством закреплен порядок утверждения платы за содержание и ремонт жилья на общем собрании собственников. Сбор могут провести как очно, так и заочно. Практикуют и совмещенный вариант, а еще есть возможность проголосовать через систему ГИС-ЖКХ. Там создана электронная платформа для подобных мероприятий. Тем не менее сама процедура утверждения платы очень сложная: нужно подготовить большой пакет документов, организовать собрание, обеспечить явку не менее 51 процента собственников, оформить листы голосования, собрать подписи. Инициировать собрание может либо управляющая компания (чаще всего так и происходит), либо сами собственники помещений в многоквартирных домах. Но, на мой взгляд, это неэффективный способ ценообразования, когда "одни не могут, другие не хотят". В связи со сложностью процедуры у УК не всегда получается провести собрание и утвердить экономически обоснованный размер платы, а она получается немаленькая, если учитывать большой процент изношенности жилищного фонда.
На мой взгляд, у нас есть более эффективный способ ценообразования в сфере тепло- и водоснабжения, а также водоотведения, когда тариф утверждает Региональная энергетическая комиссия (РЭК). В данном случае жители защищены от необоснованного повышения размера тарифов, потому что РЭК формирует их размер с учетом всех программ и доказанных затрат в соответствии с законодательством. Для населения Сахалинской области устанавливается льготный, сниженный тариф, а разницу возмещает региональный бюджет.
Вторая проблема - в слабой вовлеченности собственников квартир. Само эффективное управление возможно лишь там, где есть инициативные жители. Не зря в Жилищном кодексе РФ закреплен пункт о том, что в каждом МКД должен быть свой совет жильцов. Понятно, что управляющие компании имеют штат специалистов с профильным образованием и опытом работы, но эти люди не могут быть одновременно в нескольких местах. Поэтому областное министерство ЖКХ по поручению губернатора Валерия Лимаренко в прошлом году решило возродить систему управдомов. В рамках реализации проекта "Управдом" специалисты в разных районах региона проводят образовательные форумы, разъясняя людям вопросы законодательства, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством. Они также организуют встречи с региональными экспертами отрасли. Я тоже участвовала в таких выездах, рассказывала, что такое совет дома, какие у него есть полномочия и обязанности.
Я руковожу одной из управляющих компаний в Южно-Сахалинске, и у нас есть положительный пример реализации проекта. Для вовлечения жителей в процесс управления, взаимодействия и быстрого получения обратной связи для каждого многоквартирного дома мы создали отдельные группы в WhatsApp и Telegram. В описании чатов закрепили контактные телефоны и информацию, необходимую собственникам. С помощью мессенджеров оперативно информируем людей о проводимых работах. Особенно это актуально после сильных снегопадов, когда нужно освободить дворы от припаркованных машин. Есть много позитивных примеров. После недавнего мощного циклона наша управляющая компания постоянно сообщала о ходе работ по очистке дорог и тротуаров от снега. Я написала в чат: "Кому скучно дома, приходите тоже убирать снег, лопаты предоставим". Было очень радостно, когда жильцы вышли и помогли нам с расчисткой.
Однако здесь есть и ложка дегтя. Людей, привыкших писать обращения по разным вопросам в мессенджере, сложно вернуть в привычную форму подачи заявлений. Это в свою очередь усложняет возможность отслеживания и структурирования конструктивных обращений в общем потоке.
Еще одна проблема - кадровая. Она общероссийская. Не хватает квалифицированных работников сферы ЖКХ. Да, у нас есть опытные специалисты еще советской закалки, которые охотно делятся своими знаниями, но большинство из них уже в возрасте. Время идет, законодательство меняется, способы взаимодействия тоже - все эффективней становится общение через мессенджеры и соцсети. Сотрудники управляющих компаний, согласно профессиональным стандартам, должны быть клиентоориентированными, знать психологию и конфликтологию. Поэтому их надо обучать.
К тому же зарплаты в этой сфере небольшие, молодежь сюда не идет. В управляющих компаниях есть не только директора и бухгалтеры, как многие думают. Их основной кадровый состав - рабочие: дворники, слесари, электрики, труд которых мы тоже должны ценить. Очень нужны сейчас теплоэнергетики, теплотехники, киповцы - специалисты, которые устанавливают и обслуживают контрольно-измерительные приборы и автоматические системы. Для их привлечения необходимо создать систему мотивации, профориентации. Нужна поддержка со стороны органов власти: пересмотр тарифной политики, поддержка и денежное стимулирование людей, которые хотят получить профильное образование, а также возможность трудоустройства на предприятия ЖКХ сразу после получения диплома. Такие меры позволят решить проблему дефицита кадров и улучшить в дальнейшем качество услуг.
Очень важна помощь в улучшении жилищных условий сотрудников отрасли. В здравоохранении, например, молодым специалистам выделяют льготное жилье, дают ипотеку под низкий процент. Но ведь жилищная сфера тоже социальная. От качества обслуживания многоквартирного дома и территории возле него в какой-то степени зависит удовлетворенность жизнью. Ведь, когда мы выходим из дома и видим, что тут не убрано, а там разбита тротуарная плитка, у нас портится настроение.