В Петербурге фасады домов превращают в арт-объекты

Световые проекции женских образов кисти известных художников XIX-XX веков украсили брандмауэры (глухие стены без окон) Северной столицы и фасад здания Российской национальной библиотеки на Московском проспекте. Теперь петербуржцы и гости города могут в вечернее время любоваться на знаменитый портрет Анны Ахматовой работы Натана Альтмана, "Жницу" Алексея Венецианова, "Девочку с персиками" Валентина Серова, колоритную "Купчиху за чаем" Бориса Кустодиева, автопортрет Зинаиды Серебряковой "За туалетом", загадочной "Неизвестной" Ивана Крамского, "Девушкой в футболке" Александра Самохвалова.
Предоставлено пресс-службой СПБ ГБУ "Ленсвет"

Всего в граде Петра размещено 28 подобных проекций по 15 адресам. Есть известные полотна (например "Фантазия" работы Кузьмы Петрова-Водкина), есть мужские портреты. Собственно, проект начался именно со световых инсталляций мужских портретов: Федора Достоевского (на брандмауэре дома, в котором находится музей писателя) и Федора Пироцкого (его имя не так известно, между тем именно он изобрел электрический трамвай, поэтому инсталляция находится рядом с трамвайным парком).

- Глухие стены, конечно, не украшают город. Поэтому идея композиционно заполнить участок - абсолютно правильная. Световая инсталляция - идеальный вариант, так как не наносит никакого урона зданию и может, в отличие от граффити, использоваться и объектах культурного наследия, - рассказывает Андрей Суровенков, заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Как пояснил Михаил Виленский, эксперт по градостроению, световые инсталляции не противоречат традициям Северной столицы. Их вполне можно использовать не только на глухих стенах жилых домов, но и на промышленных строениях, а также для украшения достаточно безликих спальных районов. Главное - вывешивать световое полотно вдумчиво, чтобы инсталляции не превратились в навязчивую рекламу. Нужно отметить, что световые инсталляции широко используются в Петербурге и для других целей. Например, зрелищное световое шоу с проекцией на Петропавловскую крепость было сделано к 800-летию благоверного князя Александра Невского.

Теперь петербуржцы и гости города могут в вечернее время любоваться на знаменитый портрет Анны Ахматовой работы Натана Альтмана

Установить световую инсталляцию достаточно просто: на фасад противоположного дома крепится проектор с экологичными светодиодными источниками света. В проектор помещается специальный стеклянный слайдер с изображением, краски на котором не теряют яркости долгое время, прекрасно выдерживая прихоти петербургской погоды - и дождь, и снег, и туман. Все оборудование, как пояснили в ГБУ "Ленсвет", отечественного производства. Включение и выключение, как и всей остальной сети уличного освещения, проходит дистанционно из диспетчерской. То есть не нужно объезжать все места установки инсталляций, чтобы "включить картину".

Комментарий

Станислава Малаховская, художник, правнучка Натана Альтмана:

- Замечательный проект. Ахматова и Альтман - символы Серебряного века. И если старшее поколение более-менее знает об этих людях, то молодежь - не всегда. А увидев световую инсталляцию, возможно, у кого-то появится желание что-то узнать о той эпохе. Между прочим, совсем рядом с домом на Шпалерной, на котором и находится световая инсталляция, - набережная Невы и памятник поэтессе. Все логично. Сейчас портрет Ахматовой можно увидеть и на тумбах (проект Русского музея "Искусство рядом"). Наша семья одобряет оба проекта. Это правильный и гуманный подход нести искусство людям, в отличие от современной тенденции печатать этот же портрет Ахматовой на кроссовках и футболках.