Сегодня регионы все активнее включаются в создание системы помощи страдающим ментальными расстройствами. У каждого свой подход в решении "особой" проблемы. Корреспонденты "РГ" рассказали о трех проектах, которые начали реализовывать в Екатеринбурге, Тюмени и Махачкале.
В Екатеринбурге открылась первая тренировочная квартира для молодежи с ментальными особенностями. Сегодня ее постояльцы - 15 человек от 16 до 25 лет. Каждый предмет в "особом" жилище подписан. На кухне, в комнате для занятий и даже в туалете - инструкции в картинках. Визуальная навигация помогает сориентироваться молодым людям, многие из которых впервые самостоятельно моют посуду и ухаживают за собой.
- Дома родители их жалеют, не нагружают. А здесь они вынуждены быть самостоятельными, - рассказывает руководитель некоммерческой организации "Сейчастье", открывшей особую квартиру, Ольга Корчагина.
Едят подопечные то, что сами приготовили, из продуктов, которые сами купили в магазине, - так формируется финансовая грамотность. У каждого индивидуальное расписание.
Улыбчивая Настя, например, уже умеет варить суп и предлагает нам попробовать. "Щи вкусные!" - уточняет девушка.
Стоило нам заговорить, рядом сразу появилась ассистент Ирина: подбадривает, держит Настю за руку. С ребятами занимаются педагог и три ассистента, время от времени приходят волонтеры. Курс занятий - два месяца, но степень и скорость освоения материала у всех разные, некоторые могут задержаться надолго.
- У кого-то нет образного мышления, зрительной памяти, нарушена логика. Все эти навыки мы постоянно отрабатываем и постепенно замечаем результат, ребята оживают, становятся более активными, - отмечает Ольга Корчагина.
Конечная цель - чтобы ребята из тренировочной квартиры смогли влиться в социум и по возможности начать работать.
Между тем в Тюмени открыли специальные мастерские для молодых людей с ментальными нарушениями. Как и в Екатеринбурге, они начинали входить в социум с адаптации в тренировочной квартире. А сейчас шагнули дальше - будут выращивать микрозелень для городских кафе и лепить пельмени.
- Особая молодежь оканчивает колледж, а дальше что? Многие просто ходят из комнаты в комнату... Это ужасное затворничество, - говорит директор Маргарита Суворова. Чтобы оставаться в уме и памяти, люди с ментальными расстройствами должны чем-то заниматься. Вот мы и пытаемся придать их жизни смысл.
- В каждом направлении по пять рабочих мест. Есть два мастера и несколько тьюторов, сопровождающих учеников. Зелень под руководством технолога вырастим для местных кафе и ресторанов - договоренности уже есть, - объясняет замдиректора Валерия Матвиенко. - Горячими обедами обеспечим хотя бы свой офис, потом выйдем на большой периметр.
Кстати, наставники буквально до минуты прописывают каждый следующий день, обязательно распечатывая подробные визуальные карточки для каждого особого.
- Они познают мир глазами, поэтому хоть пятьсот раз повтори, что нужно сделать, - бесполезно, - говорит мастер Наталья Гордеюк, помогая одному из обучающихся Леве сложить салфетку в виде розы на занятии по сервировке стола.
А Лева между тем очень рад. В этот день он сам готовил сырный суп и рисовал. В миллион раз лучше, чем дома сидеть.
При этом в Махачкале начали обучать профессиям детей с ментальными нарушениями. Для них создали мастерские, в которых действуют курсы по деревообработке, гончарному и свечному делу, швейному мастерству, компьютерной грамотности и кулинарии.
Как рассказала "РГ" автор идеи, директор общественной организации "Жизнь без слез" Айшат Гамзаева, занимаются дети, у которых диагностирован аутизм, синдром Дауна, задержка психоречевого развития.
- Мы пробовали разные методики лечения, этот вариант оказался самым оптимальным, - говорит мама 14-летнего подростка Заира. - Я знаю, что ребенок в безопасности, за ним присмотрят и обучат профессии, это очень важно для адаптации детей, когда они вырастут.
Желающих заниматься оказалось намного больше, чем мест. Поэтому у Айшат Гамзаевой появилась идея построить на окраине Махачкалы центр для детей и молодых людей с инвалидностью, он должен стать своеобразным городком, со своими общежитиями, мастерскими и предприятиями. Руководство Дагестана уже пошло навстречу.
О возможностях реабилитации людей с ментальными расстройствами "РГ" рассказал глава Ассоциации психологов и психотерапевтов Свердловской области Георгий Амусин.
Георгий Львович, какая часть людей с когнитивными расстройствами могут стать полноценными членами общества?
Георгий Амусин: Тут очень многое зависит от ранней и правильной диагностики. Я долгое время был председателем медицинской психолого-педагогической комиссии. И очень часто у нас разгорались споры с коллегами. Педагоги нередко ставили диагноз "умственная отсталость", "задержка психического развития" только потому, что ребенок не укладывается в привычные рамки ведения образовательного процесса. Однажды мальчику с нарушениями зрения пытались поставить диагноз "умственная отсталость", только потому что он не успевал по математике, хотя он писал музыку, интересовался гуманитарными предметами.
Общество готово воспринимать людей с нарушениями интеллекта?
Георгий Амусин: Явной стигматизации, конечно, нет. Но вся нагрузка вовлечения в социум таких людей лежит главным образом на их родителях. Как правило, и организацией тренировочных квартир начинают заниматься именно они. Все мы знаем, что часть аутистов, например, при правильном подходе могут даже учиться в вузах. Если вовремя выявить логопедические патологии у ребенка, то все у него в жизни будет хорошо.
Людей с ментальными расстройствами становится с годами больше?
Георгий Амусин: Рождается больше детей с неврологическими нарушениями. Это, увы, вторая сторона того, что современные возможности высокотехнологичной медицины позволяют выходить детей, рожденных на шестом-седьмом месяце беременности, при искусственном оплодотворении, весе малыша даже в 500 граммов и так далее. Это говорит о том, что родители должны вдвойне внимательнее относиться к своему ребенку. Часто за педагогической запущенностью стоит неврологический диагноз, у ребенка не очень хорошая память, плохая концентрация. Само по себе это не нарушение интеллекта, но если вовремя не обратить на это внимание, то ребенок может попасть в иной "учебный коридор".
Подготовила Елена Мационг