Поделиться

Торговые сети на Среднем Урале снизили цены на некоторые продукты

С начала марта несколько крупнейших торговых сетей по призыву федеральных властей ограничили наценки на ряд социально значимых товаров. Что изменилось на свердловских прилавках и чем ответил местный ретейл, выяснял корреспондент "РГ".

Механизм сдерживания цен разработали ФАС, Минпромторг и Минсельхоз РФ, подчеркнув, что он носит добровольный характер. Пятипроцентная торговая наценка охватывает четыре категории продовольствия: молочную продукцию, хлебобулочные изделия, сахар и "борщовый набор".

Отсутствие прибыли от реализации некоторых групп товаров приходится компенсировать за счет других

Социальные обязательства первыми взяли на себя гипермаркеты "Ашан", "Магнит", "О"Кей", "Пятерочка". Так, в "Магните" сообщили об ограничении наценки на 304 товарные позиции в 27 категориях, входящих в базовую продовольственную корзину покупателя. Визиты в екатеринбургские магазины в первых числах марта подтвердили, что крупняк слово держит. "Специальных" ценников так много, что выделить под эти продукты отдельные полки просто невозможно. Но покупатели и без того прекрасно ориентируются в торговом зале и говорят, что видят результаты.

- Сегодня успокоилась. Вижу, что хлеб практически по старой цене, как и крупы, макароны, картофель, морковь… Боялась, что сливочное масло резко подорожает, но пока все по-прежнему. Я давно привыкла к маслу из Ирбита - и цена на него не выросла, пачка менее 130 рублей, доступно молоко, кефир, - делится наблюдениями пенсионерка Галина Иванова.

Уральский ретейл тоже включился в акцию. Правда, в пресс-службе крупнейшей местной сети супермаркетов "Кировский" от комментариев отказались, отметив лишь, что к ограничению наценок присоединились. Судить об этом можно по прилавкам. Впрочем, "социальные" полки с недорогими крупами здесь появились давно и цены здесь вполне доступные. При этом покупатели заметили, что в последние дни дешевле стали и овощи "борщового набора": морковь по 60 рублей за килограмм, картофель и свекла по 40, лук по 28. Практически на прежних рубежах держатся цены на товары под фирменным брендом сети, на многие виды недорогих колбасных изделий, а какие-то в рамках акции даже снизились. Правда, чеснок стоит 350 рублей, но и раньше цена на этот китайский товар буквально зашкаливала, а свой, уральский, так и не появился. Почти на треть выросли за последнюю неделю цены на свежие помидоры и огурцы из местных теплиц. Подорожали и другие продукты - то же ирбитское сливочное масло стоит уже 170 рублей за пачку.

Отсутствие прибыли от реализации некоторых групп товаров приходится компенсировать за счет других, объясняет основатель и президент торговой сети "Елисей" Александр Оглоблин. К тому же возможности у местных сетей несравнимы с федеральными.

- Сейчас мы тоже снижаем цены на ряд социальных продуктов но, даже если будем работать вообще без прибыли, их придется корректировать из-за роста цен поставщиков, - отметил он.

По словам Оглоблина, низкая рентабельность и невозможность конкуренции с федералами стала причиной закрытия многих магазинов местных сетей. У самого "Елисея" в 2015 году было 30 торговых точек, летом прошлого года - 15, сейчас осталось семь. Правда, помимо магазинов работает фабрика готовой еды, но и там из-за невысокой рентабельности недавно пришлось снять с производства 40 позиций. Дорожает сырье, упаковка и так далее.

На недавнем заседании правительства области, посвященном продовольственной безопасности, первый замгубернатора Алексей Шмыков призвал торговые сети теснее взаимодействовать с местными производителями, а свердловский бизнес-омбудсмен Елена Артюх предложила предпринимателям информировать ее, если возникнут проблемы с такими поставками.

- Пока сигналов не поступало, - сообщила она "РГ", - но мы готовы работать по всем обращениям. Год-два назад подобные прецеденты были - местные фермеры не могли зайти со своей продукцией в федеральные сети. В том числе и по объективным причинам, ведь ретейлеров интересуют крупные и стабильные поставки, соблюдение стандартов упаковки и т. д.

Справка РГ

Механизм ограничения торговыми сетями наценок распространяется на четыре категории социально значимых товаров, конкретные позиции внутри каждой категории ретейлеры определяют самостоятельно. Однако это должны быть товары отечественного производства, наиболее востребованные по объемам продаж и представленные в магазинах в достаточном количестве.