Полеты в Россию приостановила авиакомпания Air Astana, сообщил 11 марта сообщили в Telegram-канале Tengrinews. Как указывается, причиной такого решения стало прекращение страхового покрытия коммерческих полетов в Россию и из нее, а также над ее территорией. Пассажирам вернут деньги, пока авиакомпания в срочном порядке решает возникшие вопросы с правительством Казахстана для восстановления рейсов. Представитель авиарынка пояснил "РГ", что авиакомпания Air Astana использует самолеты, взятые в лизинг у ирландской компании.
С 6 марта полеты в Россию приостановили также две азербайджанские авиакомпании "Азербайджанские авиалинии" (AZAL) и Buta Airways, сообщил портал Oxu.az. Такая ситуация связана с введенными санкциями и вызванными ими изменениями на международном рынке авиационного страхования и перестрахования. "AZAL и страховые компании должны детально проанализировать сложившуюся ситуацию, оценить все негативные и позитивные последствия, изучить все возможные изменения в своих полисах", - , пояснили в AZAL.
В обычной практике страхуются риски причинения ущерба или утраты воздушного судна, а также ответственность перед третьими лицами, это самое главное, поясняет "РГ" председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ) Катерина Якунина. Также дополнительно могут страховаться военные риски при полетах в опасные страны, может быть приобретено разнообразное дополнительное покрытие - снижение франшизы, запасные части, которые могут быть на борту воздушного судна, отдельное страхование для членов экипажа, риски простоев воздушного судна по причине поломки. Авиаперевозчики из Казахстана или Азербайджана, как и других стран, не лишились возможности страховать свои риски, но по их договорам страхования предусмотрено исключение покрытие рисков при полетах в Россию, отмечает Якунина. То есть возникающие в этом случае риски страховкой не покрываются. В изменившихся обстоятельствах авиакомпании самостоятельно принимают решение, осуществлять ли им полеты в Россию, замечает она. Кстати, аналогичные условия действуют в отношении Кубы, но самолеты мировых авиакомпаний на остров летают, добавляет эксперт.
Между прочим, другая казахстанская авиакомпания SCAT увеличит количество рейсов в Россию, сообщил Tengrinews со ссылкой на пресс-службу Комитета гражданской авиации.
Авиакомпании страхуют риски в той стране, в которой зарегистрирован их бизнес. Если, например, турецкие страховые компании на данный момент удовлетворяют требования российской стороны, то воздушные суда будут запускать и выпускать из воздушного пространства России, в том числе из российских аэропортов, отмечает партнер - CEO страхового брокера "Союз" Олег Ханин.
Российские авиакомпании могут страховать риски в России, как и перевозчики из Казахстана или Азербайджана - у своих национальных страховщиков. Однако авиакомпании входят в число самых сложных корпоративных клиентов, поскольку их деятельность подразумевает риски, связанные с огромными страховыми суммами, поясняет Ханин. Чтобы распределить риски российские страховщики, например, прибегали к договорам перестрахования у зарубежных компаний. Но в условиях санкций в адрес крупнейших российских страховщиков облигаторные договоры перестрахования в том числе авиационной отрасли оказались заморожены, российским страховым компаниям будет очень непросто возмещать крупные ущербы, поясняет эксперт.
Перестраховать риски, конечно, можно было бы у страховых компаний из стран, не вводивших санкции в отношении России. Однако в ситуации геополитической нестабильности они также не желают брать на себя риски, связанные с полетами в Россию. Из-за закрытия части воздушного пространства в России зарубежные страховщики считают, что есть дополнительные риски, поясняет один из представителей отрасли. Росавиация 11 марта продлила запрет на полеты в 11 аэропортов центральной части и юга России до 20 марта.
Проблемы со страховкой возникли также у египетской авиакомпании Egypt Air, турецкой Pegasus Airlines, которая также отменила все полеты в Россию с 13 по 27 марта, говорит собеседник "РГ". Есть риски, что волна отказа зарубежных авиакомпаний летать в Россию только усилится. Например, отказаться от полетов в Россию с 12 марта могут Turkish Airlines и Emirates, рассказывает он.
Однако есть дружественные страны, которые могут таковыми остаться. Например Китай, ОАЭ, Саудовская Аравия, заметил представитель отрасли.
Как сообщили в Минтрансе, Россия прорабатывает поставку запчастей для самолетов из Китая и других стран Азии. Кроме того, самолеты, используемые российскими авиакомпаниями, могут быть переведены в российский реестр без согласия собственника, то есть лизинговых компаний, сообщила в ходе заседания комитета Совета Федерации по экономической политике директор департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности Минтранса Алина Малышева. По ее словам, в России сейчас эксплуатируется около 1,4 тыс. воздушных судов, из которых более 700 самолетов зарегистрировано в иностранном реестре.
Как поясняли ранее эксперты, перевод воздушных судов в российский реестр осложнит наложение арестов в зарубежных странах.