- …Не согрешишь - не покаешься, - намекала на что-то бабка Матрена.
И бабка Наталья отвечала:
- Святость, конечно, из греха - но святость, моя милая, для человека уже следующий, уже совсем крупный шаг.
Возможно, в этом смысле красота и спасает мир. Она нет-нет и появляется как знак, не давая человеку сойти с пути (шагая от него неподалеку, с присмотром). Заставляя насторожиться, красота заставляет помнить.
С возрастом человеку все тяжелее даются перемены, но взамен становишься более снисходителен к людским слабостям. Это и равновесит.
... если у тебя глаза здоровые, шутки насчет бельма поддерживать не спеши.
Я уважал противоречие; помимо прочего, противоречие страхует от банальности.
Семья подрезает крылышки, но дает тебе вес. Дает большую массу, чтобы ты не ударом кулака пробивал фанерный лист, как пробивают его в молодости, а чтобы сел на него и терпеливо продавливал задом.
Жизнь нужно прожить так…, чтобы от жизни не зависеть.
Смерть всегда некстати. Хотя, по сути, в жизни человека нет ничего более естественного. Всего лишь конец жизни.
Человек, в сущности, недоволен собой. Всегдашнее, если не вечное недовольство собой. А воплощается оно в недовольстве своим правительством, своими пустыми магазинными полками, страхом идти по темнеющей своей улице... Но что же мы придумаем, что мы можем придумать, если посреди ярких витрин и полных прилавков человек останется навязчиво недоволен?!
Тоска же человека о том, что его забудут, что его съедят черви и что от него самого и его дел не останется и следа (речь о человеке в прошлом), и вопли человека (в настоящем), что он утратил корни и связь с предками, - не есть ли это одно и то же? Не есть ли это растянутая во времени надчеловеческая духовная боль?
Человеку, впрочем, так или иначе суждено пережить Суд. И каждому дается либо грандиозный микельанджеловский Суд и спрос за грехи в конце жизни, либо - сотня-две маленьких судилищ в течение жизни, за столом, покрытым сукном, возле графина.
Предают только друзья... Предают только лучшие, верные друзья... А все остальные сдают. Просто гадят, и это нормально... Что удивляться! Люди как люди...