В России у McDonald's 850 своих ресторанов, часть из которых (около 200) работает по франшизе. По данным компании, в российских ресторанах работают 62 тыс. человек, еще "сотни местных поставщиков" производят продукты для ресторанов. Компания не отказывается от аренды помещений и планирует платить зарплату сотрудникам. На российском рынке сеть работает более 30 лет.
"На данном этапе невозможно предсказать, когда мы сможем вновь открыть наши рестораны в России. Мы испытываем сбои в нашей цепочке поставок, а также другие операционные проблемы", - говорится в сообщении McDonald s.
Другая иностранная сеть быстрого питания - Burger King - заявила о приостановке поддержки российского рынка и отказалась от инвестиций. Кроме того, о сворачивании работы в России заявили KFC (коснется лишь 10% всех кафе, остальные работают по франшизе), Starbucks (130 заведений) и сеть пиццерий Papa John's.
Мэр Москвы Сергей Собянин уже заявил, что российские сети общественного питания за год могут заместить около 250 столичных ресторанов McDonald s. Для этого он пообещал выделить 500 млн рублей на льготное целевое кредитование. А спикер Госдумы Вячеслав Володин считает, что вместо McDonald s вполне могут открыться рестораны "У дяди Вани".
Тем временем российский агрохолдинг "Мираторг" сообщил о намерении до конца 2022 года открыть 15 новых бургерных в Москве, Московской области и Брянске.
Никаких секретных ингредиентов в бургерах McDonald's нет. Котлеты, булки, салаты и другие составляющие для гамбургеров свободно продаются на рынке, во многих соседних ресторанах и сейчас можно купить похожие блюда, говорит президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. Он отмечает, что российские заведения общественного питания всегда приспосабливались к разным условиям: рестораны работали и в послереволюционное время, и в 90-е годы прошлого века. Сумеют перестроиться и сейчас: будет больше блинных, пельменных и других вариантов.
"Часть ресторанов работает по франшизе. В случае их закрытия франшизер вправе будет обратиться в суд за компенсацией недополученной прибыли. При этом сетям нужно будет исполнять обязательства по зарплате, перед поставщиками, государством. В противном случае это тоже может обернуться судами", - говорит эксперт.
Не стоит недооценивать McDonald's или другие международные сети быстрого обслуживания: этот бизнес выстраивался многие десятки лет, добиться такой же эффективности нам вряд ли удастся, считает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Он отмечает, что наши аналоги по качеству не хуже и даже лучше, но стоят дороже.
К тому же сейчас главный вопрос - в инвестициях. При ключевой ставке 20% и кредитах под 30% развивать свой общепит будет проблематично, отмечает эксперт.