В фестивале "Байкальская миля 2022" приняли участие более 90 пилотов и 500 участников команд. На лёд вышли более 70 единиц самой разнообразной гоночной техники - от привычных автомобилей и мотоциклов до болотоходов, лодок с аэродвижителем, вертолета и самодельных транспортных средств, включая реактивный автомобиль.
А открывал серию состязаний совместный проезд по трассе участников с воспитанниками из детских домов Республики Бурятия.
Фестиваль - это шанс протестировать свои технические детища, их возможности в суровых условиях сибирской зимы на льду одного из красивейших озер планеты - места, о котором все слышали, но далеко не все имели шанс побывать.
В этом году на льду проложили три трассы: две длиной в 1 милю (для автомобилей и мотоциклов) и одну короткую - на 1/8 мили. Кажется, что Байкал безграничен и трасс можно построить сколько угодно, но это не так. Трассы должны быть ровные, широкие и безопасные, а лед на Байкале, как правило, покрыт трещинами и торосами, так что найти идеальную площадку непросто.
Представьте себе озеро площадью 32 тысячи кв. км и глубиной полтора километра, а слой льда на нем - в один метр толщиной. Это примерно как лист бумаги, накрывающий ванну с водой. И если в водной глубине что-то происходит, а на Байкале это частое явление - помним про "тектоническое происхождение" - то поверхность льда разламывается, и каждая трещина может стать фатальной для автомобиля, несущегося на высокой скорости.
Именно поэтому для разметки трассы приглашаются профессиональные геодезисты, которые и прокладывают эти прямики.
Помимо хорошей поверхности, на трассах организуют телеметрию с большим количеством датчиков - для точного результата достигнутой скорости.
Ожидаемо высокий результат скорости показал Дмитрий Гордеев (Gordey Team) на 1000-сильном полноприводном Nissan GT-R - порядка 250 км/ч. Но достижение таких же скоростей на фургончике 1955 года Chevrolet Sedan Delivery командой Big Boys'Big Toys (пилот Аксенов Сергей) впечатляет!
А превзошел всех 100Як, самоделка из стальной рамы, колес, парашюта, шаманского бубна и реактивного двигателя от самолета Як-40 (пАдонки Инжиниринг, Москва). Абсолютный рекорд скорости всех фестивалей - 283,7 км/ч!
Кстати, на создание столь необычного транспортного средства мощностью 3500 л/с ушло всего полтора года. Все было сделано в обычном гараже из общедоступных деталей (двигатель - с аэродрома, где он выработал свой ресурс на машине для очистки взлетной полосы от снега). Пилотируют машину два пилота - Лев Гаряев и Алексей Сидорчик. На традиционное "как тебе такое, Илон Маск?" инженеры отвечают, что если бы у них был такой же, как у Маска, бюджет, они бы уже долетели до Венеры.
Сергей Кабаргин установил на "Байкальской миле 2022" новый рекорд скорости во время дрифта. На своём Flanker F (первый российский гиперкар, мощность - 640 л/с) пилот разогнался до 252,14 км/ч, балансируя в управляемом заносе на льду Байкала.
Газ Рейд Спорт привез боевые болиды, прошедшие "Шелковый путь" и Africa Eco Race,- ГАЗ Садко Next 4x4, Газель NN, ГАЗ Соболь 4x4. Как сказал Вячеслав Субботин, директор гоночной команды и автор программы "Минтранс", "это великолепное общение единомышленников, это кураж, стержнем которого является соревнование. Мы приехали сюда, чтобы поставить рекорды в своих классах!"
Команда MOTORCITY привезла болотоход "Север" с колесами высотой в рост человека и две аэролодки того же производителя из Красноярска, с моторами по 500 л/с и карбоновыми пропеллерами со сверхлегкими пустотелыми лопастями. И если от столь высокотехнологичной аэролодки разгон в пределах мили до 170 км/ч ожидаем, то болотоход с паспортной скоростью 70 км/ч превзошел себя, показав целых 95!
Отличилась и "Бирюса" - самое крупное (18 на 8 метров) судно фестиваля на воздушной подушке от компании "ВодоходЪ". На отрезке в 1642 метра она смогла разогнаться до 91 км/ч.
Молодежь из команды "Политех" привезла на лёд свежий электро-мотоцикл собственной конструкции MIG R2 - в нем все сделано самостоятельно, включая раму. Ребята на гонке в третий раз, и этот мотоцикл изготовлен с учетом прошлого опыта. Там, где в обычном мотоцикле топливный бак и двигатель, тут - мощная батарея, а компактный электродвигатель перемещен туда, где в обычном мотоцикле находится КПП, которая здесь просто не нужна. Все закрыто обтекателями, сразу и не понять, что аппарат электрический. Очень необычен бесшумный разгон, только шуршат по льду шипованные шины. Пилотируют его Анастасия Нифонтова и Михаил Михин. Кстати, шипы ледовых шин в мотоспорте непросты - как правило, они титановые. И дело не столько в прочности этого металла, сколько в легкости - на высоких скоростях, будь шип из тяжелой стали, он бы "наливался свинцом" центробежных сил и вылетал из резины, как пуля.
Несмотря на атмосферу праздника и куража, подход к организации гонки очень строгий, маршалы не выпустят на лёд машину, даже если крепление экшен-камеры, установленное снаружи, не имеет сертификата, подтверждающего надежность фиксации для скоростей "200+". На мотоциклах все гайки должны быть "законтрены" (механизм, препятствующий раскручиванию), на руку гонщика надет kill switch - выключатель, который остановит двигатель в случае падения.
Выезд на трассу на любых видах транспорта - только в шлемах и с застегнутыми ремнями, на фарах - крестики из ленты, предотвращающие возможный разлет осколков и являющиеся данью гоночной традиции.
Для журналистов - строгая идентификация по жилетам/браслетам, даже полеты коптеров в определенное время и по определенным маршрутам.
Для зрителей - вид на "короткую" дистанцию, парные заезды на которой смотрятся очень эффектно, парад и выставка всей техники Фестиваля, сцена и выступления артистов, буфет и сувениры в ледовом стиле.
В Баргузинском районе будет высажена роща "Байкальская Миля" из 1642 деревьев.
А еще вчера на льду Байкальской мили создали семью - путешественник Сергей Лысенко (ЛС78) вручил своей возлюбленной Ирине обручальное кольцо, которое было принято со слезами радости под звуки моторов на фоне зависшего надо льдом экспедиционного вертолета.