Три "кита" - террор информации, фейки и "дофаминовая петля", или ловушка погони за "правильной" информацией, - определяют психоэмоциональное состояние людей. Уже два года как человек вырабатывает интуитивные способы защиты, в их числе - клиповое мышление, быстрое забывание, слабая реакция на новости и формирование "информационных коконов". Однако вал и эмоции новостного ряда ставят под вопрос надежность этих фильтров. Хотя вначале человек почти безошибочно определяет угрозу. По данным ВЦИОМ, в случае с пандемией к ней всерьез отнеслись 57% людей, а реакция на санкции и вовсе оказалась мобилизующей - 77%. Эмоции определяют тревога (56%), грусть (42%), раздражение (29%), страх и злость (по 18%). Что важно, доброжелательными остаются большинство - 82%.
- Это высокий задел в гибридной психоборьбе, - считает эксперт Центра политического анализа Павел Данилин. - Дело в том, что частью информационного воздействия на психику людей стали фейки. Тем не менее разобщить людей с помощью фейков "наивного пацифизма" ("Нет войне!") не удалось. Логика: "А где вы были восемь лет геноцида на Донбассе?" взяла верх. И вместо образа внутреннего "злобного чиновника" начал складываться уже не "прикольный" образ бандеровца, а реальный враг - нацист, которого за ниточки дергают кукловоды НАТО и ЦРУ.
При этом даже в ЕС вызвали недоверие картинки "русских оккупантов в Киеве" и сравнение Путина с Гитлером. В первом случае, вместо просмотра новостей по ТВ, резко вырос интерес к местным социальным сетям. Там люди высказывают удивление тому, почему российские Z-войска не входят в города и не бомбят их "ковром", как это делали США и НАТО на Ближнем Востоке и в Югославии. И находят ответ в букве Z - "За победу и мир". Не верят, но сомневаются. Во втором случае нападки на Путина привели к тому, что, по данным ФОМ, доверие к нему выросло до 73%, а, позже, по данным ВЦИОМ, до 84%. Признание независимости ЛДНР одобрили, по разным данным, от 68 до 71%. И перевести стрелки с "оккупации" на "санкции" не вышло.
Теперь ставка в борьбе за "возмездие санкций" делается на сочетании фейков и слухов. "Месседжи запугивания" - "Потери русских составили 100 тысяч убитых" - в прошлом. На передовую выходят персональный звонок-обращение "президента "Зе" или "правозащитный" проект "Ищи своих" - телефонные звонки к родным военных, якобы попавших в плен на Украине. Их исход: "Нужны деньги на переправку". Правда, те, кто внимательнее, по мнению члена СПЧ Игоря Ашманова, обратили внимание: резко упало число звонков от мошенников. "Они ушли на фронт инфовойны, - говорит Ашманов, - зарабатывают распространением экономических фейков". После блокировки ряда соцсетей мошенникам через СМИ удается запускать фейки - "ЦБ заморозит вклады", "Сбер рухнул". Или вклиниваться будто бы в "переписку" болельщиков сайта "Sports.ru" - "В Сибири килограмм помидоров подскочил до 700 рублей".
По данным Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ), это классика гибридного воздействия на психику человека. Когда простые методы подлога (разбитая в 2014 году украинская техника под Донецком выдается за российскую 2022 года под Киевом) или замены ("сожгли украинскую деревню", а показывают раскадровку из фильма Голливуда) вызывают ухмылку. В ход идет сочетание сетевого воздействия по типу 25-го кадра: "барраж" - отвлечение общественного внимания (кг помидоров по 700 рублей, бренды ИКЕА, Nike "бегут из России"), кража лозунгов ("Ищи своих"), запугивание ("жахнет" Чернобыль") и старых-"добрых" приемов - опять подлога, слухов, наклеивание ярлыков ("ордынцы" устроили геноцид мирного населения).
Последний номер журнала Time вышел с российским танком на обложке и заголовком "Возвращение истории: как Путин разрушил мечты Европы". И по сетям пошли гулять репосты фейковой обложки Time - с Путиным и пририсованными ему усами Гитлера.
- Ковидный нерв, заданный пандемией - "Мир не будет прежним", уступает нерву "возвращения истории", - комментирует глава экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов, - тут в посыле важно все: ковид уходит из медийной повестки, хотя не уходит из динамики заражений, не до него - "мавр сделал свое дело". На пике медиаповестка нового "конца света": дивного мира "цифры" еще нет, его дыхание люди ощутили, готовились на "дембель", а тут такое - будущее возвращается в историю принудительно. И уже не отличить , где фейк, а где налицо факт "спасительной" вестернизации мира по Марксу: "Европейской газете, чтобы стать либеральной, достаточно проявить ненависть к русским". То есть перенять ценности "цифры" еще можно, но путем цифровой изоляции России. И вообще вещатели Запада покупают комедию "Слуга народа". В их мире почти нет места анализу - агрессия против их элит перенесена на "свой-чужой".
Как считает Кузнецов, соединение фейка и факта - барраж высшего пилотажа. Теперь главное, как в природном барраже - подземной плотине - не допустить "попадания посторонней воды" в источник. И медиапотребители все "съедят". Их Центр политического анализа и прогноза делит на пять групп - новаторы (создают контент), разборчивые (критики), любители "мыла", умеренные и неразборчивые. Но тотальное давление информационного террора вместе с фейками, которые не отличить от правды, дают высокую вероятность того, что у всех групп людей по обе стороны начнутся расстройства психики.
Пока люди с нервами справляются. Помощь пострадавшим, прием беженцев и родных с Украины, ограждение себя повседневными делами и "инфококоном" - просмотр новостей только раз в день - лечат.
- Но как в пандемию складывался треугольник недоверия - "общество - медиа - власть", - говорит глава Центра медиаисследований СПбГУ Светлана Бодрунова, - власть опаздывала с надежной информацией, что рождало слухи и фейки. Это аукалось ростом отгороженности людей, а потом враждебности между привитыми и ковид-диссидентами. Поэтому к консолидации на фоне кризиса я отношусь осторожно - это защитная реакция, она чревата опрокидывающим эффектом. Важно то, что сочувствие конструируется в соцсетях, переполненных слухами и фейками. Это поляризует "своих" беженцев, бегущих на восток, и "не своих". Обратите внимание на дизлайки - ругают не поляков, которые оскорбляют украинских беженцев, а беженцев. Снижение сочувствия по этим линиям разломов надо снижать, ведь по мере ужесточения санкций они будут расти.
Фейками обрастает и линия противостония "бедные - богатые". Беженцы из Киева - внук и сын певицы Софии Ротару, не желающие убивать, пытались переправиться по реке через границу в Молдову. Их задержали. По версиям хейтеров беглецы оказались "виновны" в том, что у них есть деньги на взятку, но они "пожадничали". Так линии разломов - "свой - чужой", "бедный - богатый", может затянуть "дофаминовая петля" - ловушка гонки за новостями. В стрессе человек не замечает, как цель вымещает погоня.
- Я тоже настаиваю на консолидации, умеренном просмотре новостей, сдерживании в себе тревоги и сочувствия ко всем беженцам, - говорит доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ Сергей Ениколопов. - Вспомните стресс в пандемию: в момент падения, когда силы истощены, но человек поправляется, новый стресс повторно сбивает с ног. Его можно сравнить с тем, что с личностью происходило в 90-е, - раздрай. Ко мне на прием идут богатые. Они заходятся от счастья оттого, что ввели санкции против олигархов. Народ попроще тянется к эзотерике. Среди тех, кто попал в сети фейков, есть готовность влиться в секты, ведь религии на фоне расколов тоже теряют паству. Это импульсивные попытки усидеть в ценностном ряду, которого уже нет. Но информационный террор выходит в тираж, когда люди остаются людьми, не поддаваясь ему. Как считают эксперты "РГ", момент истины в том, что мир живет в квадрате монитора. И испытывает шок - сильную, но конечную эмоцию. Ее декларируемый финал: "Дайте нам факты - сами разберемся" - никого не устраивает. Идет поиск морального преимущества - обретение почвы под ногами. А инфоснаряды падают туда, где нет медиа гигиены или способы ее соблюдения устарели. Нужно искать опции цифрового выхода из квадрата экрана. Централизованной информации людям мало. Нужен спектр общественного мнения и его противостояние вбросам фейков.
Пришло время развивать свои, а не гостевые децентрализованные телеграм-каналы. Ресурс - армия айтишников, которые родились с планшетами в руках, - есть. Философия позитива - есть, нужна ее привлекательная картинка во весь монитор, способная сбалансировать гражданское общество и уже через "цифру" укоренить вечные, а не фейковые ценности.
Фейк N 1. На острове Змеиный у Крыма погибли 13 украинских пограничников. Их президент Зеленский объявил "героями" посмертно. На самом деле все 84 пограничника живы и сами сдались российским войскам, что увидел весь мир.
Фейк N2. Россия уничтожила крупнейший в мире самолёт "Мрия". Украинский депутат от партии "Слуга народа" Марьяна Безуглая выложила в Фейсбуке кадры обстрела украинскими силами ВСУ аэродрома Гостомель с подписью: "Уничтожена бронетехника и склад оружия РФ". На фото - очертания ангара, где стояла "Мрия". Пост удален. Но поздно. Саморазоблачение.
Фейк N 3. В жилой дом в Киеве попала российская ракета. Кадры облетели весь мир. ВСУ обвинили Россию. Эксперты Минобороны РФ доказали, что ракета была выпущена из украинского зенитно-ракетного комплекса средней дальности типа "Бук-М1".
Фейк N 4. Российский танк переехал легковой автомобиль в Харькове. Однако видео было снято в Киеве в районе Оболонь. Когда западные СМИ разоблачили фейк, его авторы не растерялись: они танк называют "захваченным российскими войсками".
Фейк N 5. Дети призывают российских военных уйти. "Твиттер" распространил кадры, где "украинская" девочка кричит российским военным: "Уходите домой!". Это переозвученные кадры 2012 года. Минобороны РФ их показал: это палестинская девочка просит израильских солдат уходить домой.
"Мы живем в эпоху гибели информации, вытесняемой идеологемами, фейками, инфорпровокациями и ложными образами. Картинка-подлог важнее факта, броский заголовок важнее сути, форма важнее содержания. Опасность же в том, что на основе намеренной дезинформации в итоге строится политика. Примеров чему - не счесть. И чем дальше, тем больше теряется связь с реальностью"
Telegram - : https://t.me/dr_alex_sosnowski/13902.