20idei_media20
    14.03.2022 03:30
    Рубрика:

    Первой премьерой сезона в "Ленкоме" стала "ЛюБоль"

    Пришедший в труппу "Ленкома" сразу после окончания Щуки Андрей Соколов задумывал поставить пьесу Андрея Яхонтова "ЛюБоль" более десяти лет назад. Кстати, как режиссер Соколов с Яхонтовым уже работал - перенес на сцену "Койку" в театре "Монолог XXI век" в 1999 году.
    Женя Сирина/ Предоставлено Пресс-службой Ленкома
    Женя Сирина/ Предоставлено Пресс-службой Ленкома

    "ЛюБоль" - история о том, почему от любви не всегда растут крылья, могла произойти в любое время. Потому на сцене приметы разных эпох: на стене телефон из советской будки, а герои держат мобильники, увесистые, как те, что были на заре 2000-х. А еще эта история могла произойти практически с каждым. Потому все персонажи без имен: Он (Иван Агапов), Она (специально приглашенная на эту роль в "Ленком" актриса Театра имени Моссовета Екатерина Гусева), Подруга (Светлана Илюхина), Друг (Андрей Соколов, в другом составе Евгений Герасимов).

    Амплуа героя-любовника закрепилось за Андреем Соколовым со времен культовой "Маленькой Веры". Друг в исполнении Соколова в "ЛюБоли" - азартный повеса, коллекционирующий подружек. "Большое облегчение, что есть дача, - рассуждает Друг. - Куда можно время от времени линять. Но когда жена туда заявляется... Главная проблема - чтоб не нашла чужих вещей. Эти бабы вечно норовят что-нибудь забыть". Он выбрасывает забытые любовницами вещи, а потом корит их за рассеянность...

    Подруга-пустышка - почти карнавальный образ: примеряет новых любовников как наряд - француз, англичанин, австриец пополняют ее донжуанский список. Кстати, героиня Светланы Илюхиной примерила на себя 16 образов - не случившейся жены, проводницы, продавщицы, врача, обманутой матери семейства.

    Пространство сцены минималистично и быстро превращается то в купе поезда, то в сад с качелями, то в баню (куда же еще пойти мужской компанией), то в кухню, то пляж...

    Раз - и два друга оказываются в своей юности: подростки с патлами и в брюках клеш - только не хватает гитары, чтобы дополнить образ ("помолодевшие" герои, будто сошедшие со страниц "Сказки о потерянном времени", предсказуемо вызывают смех у публики). Друзья обманывают девчушку в больших очках, которая ищет юридическую академию, чтобы подать туда документы (и это тоже Она в исполнении Екатерины Гусевой).

    Два - и повзрослевшая Она, сохранившая веру в человечество, прогуливаясь под дождем, вспоминает, как она любила, терпела измены, ждала, что третий брак будет счастливым. А Он? Он - послушный участник шабашей, боящийся боли, без которой любви не бывает.

    Гротескное преувеличение пороков и добродетелей объединяется в "ЛюБоли" в многослойный трагифарс

    Первая премьера сезона в "Ленкоме" получилась ровной, почти старомодной: в спектакле нет стеба, шокирующих ходов, но есть текст пьесы Яхонтова - автора безжалостного, ироничного (недаром его главная книга называется "Теория глупости, или Учебник жизни для дураков"), но исцеляющего своей пусть и не всегда доброй иронией. А еще это один из самых музыкальных спектаклей "Ленкома" - Андрей Батурин написал для постановки 96 оригинальных треков. Бытовое и возвышенное, черное и серое, гротескное преувеличение пороков и добродетелей объединяется в "ЛюБоли" в многослойный трагифарс, который оказывается размышлением о том, что человек сам виноват в своем несчастье.

    Зато в финале забрезжит надежда, почти неуловимая, как та рыбка, которую Он и Она когда-то выпустили в море из аквариума в ресторане, вместо того чтобы превратить ее в кулинарный шедевр.