До сих пор в федеральном законодательстве существовала лишь общая норма, закрепляющая возможность волеизъявления через интернет, а сама процедура каждый год утверждалась на уровне ЦИК России.
Теперь наработанная за три года практика принимает очертания постоянных законодательных норм.
Среди них:
- Проведение электронного голосования с использованием системы ГАС "Выборы" и других информационных систем, которые прошли сертификацию и соответствуют требованиям Центризбиркома (ЦИК). На сегодня в России есть две платформы для проведения ДЭГ - общефедеральная, разработанная минцифры совместно с Ростелекомом, и региональная - она работает с 2019 года на выборах разного уровня в Москве. Новый закон ставит точу в дискуссии о том, стоит ли проводить все выборы на одной платформе: в нем закреплена возможность работы системы онлайн-голосования по принципу паззла при условии, что всего части функционируют по единым правилам.
- Исключена возможность изменить свое решение и проголосовать повторно, она была доступна на московской платформе ДЭГ и вызвала много споров среди технических специалистов и электоральных экспертов.
- Избиратель, получивший доступ к ДЭГ, не вправе получить бюллетень на избирательном участке. Эта норма действовала во временном формате на прошедших в сентябре прошлого года выборах в Госдуму. Опыт голосования по поправкам в Конституцию в 2020 году показал, что возможность возвращения онлайн-избирателей на бумажные участки создает лазейку для нарушений, а именно - повторного голосования. Эти случаи в 2020 году были единичными, тем не менее, разработчики закона сочли за благо исключить такую возможность полностью.
- Решение о проведении ДЭГ на выборах в федеральные органы власти и порядок голосования закрепляется за ЦИК, как и решение в случае совмещения дней голосования с выборами другого уровня. Эта норма уже применялась в прошлом году - совмещенные с выборами в Госдуму голосования также были трехдневными по решению Центризбиркома.
- Расширен перечень лиц, которые лишены права баллотироваться на выборные должности. Речь идет об осужденных за совершение преступлений экстремистской направленности, а также за ряд преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Они не могут участвовать в выборах в течение пяти лет после погашения или снятия судимости.
Ряд норм касается порядка формирования избирательных комиссий. В частности:
- можно будет объединять избиркомы, если общее число избирателей на участке составляет более 3 тысяч в городах федерального значения, столицах регионов и городских округах с численностью избирателей свыше 500 тысяч - по согласованию с избирательной комиссией субъекта РФ и с ЦИК. Это позволит снизить нагрузку на каждого члена избирательной комиссии, особенно в условиях многодневного голосования.
- Исключаются с 1 января 2023 года избирательные комиссии муниципальных образований (ИКМО), которые занимаются организацией выборов в муниципальные советы депутатов. Их функции перейдут в ведение территориальных избиркомов (ТИК). При этом по решению избирательной комиссии субъекта РФ муниципальные выборы могут быть поручены участковой комиссии, действующей в границах данного муниципалитета.
- Вводится ограничение для членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Одно и то же лицо может быть назначено только в одну комиссию и только одним кандидатом или партией.
Кроме того, закон уточняет норму о наблюдателях: они могут работать в каждой участковой, территориальной или окружной комиссии, партии и кандидаты вправе назначать до трех наблюдателей.
Наконец, вводится ограничение для губернаторов, отрешенных от должности президентом РФ: они не смогут претендовать на этот пост ни в одном регионе страны в течение пяти лет после отставки.