Самарский балет представил на "Золотой маске" одноактный "Фортепианный концерт"

Самарский балет представил в конкурсной программе "Золотой маски" одноактный "Фортепианный концерт" хореографа Максима Петрова.
Предоставлено Самарским театром оперы и балеты

22-минутный опус упакован в трехчастный вечер "Самара Шостакович Балет I". Он задумывался как часть юбилейных празднований окончания Великой Отечественной войны, но из-за пандемии был выпущен на полгода позже. Поэтому Максим Петров, приглашенный в труппу в статусе молодого хореографа из Петербурга, на показе в Большом театре оказался уже победителем прошлогодней "Золотой маски". Тогда в номинации "хореограф" он обошел Алексея Ратманского, поставив "Русские тупики-II" для родного Мариинского театра.

Его показали в Москве в "Зарядье" накануне самарского Шостаковича. И если раньше можно было думать, что победа досталась Петрову из-за отсутствия серьезных конкурентов, отменивших премьеры во время пандемии, то теперь очевидно: у нас есть новый хореограф. Ему пока не хватает виртуозности, но ее он компенсирует отсутствием комплексов перед сложными задачами. И главное, Петров, не скрывая знакомства с достижениями предшественников и современников, обладает собственным сформировавшимся почерком.

Фото: Предоставлено Самарским театром оперы и балеты

"Русские тупики-II" с музыкой Настасьи Хрущевой для двух пар танцовщиков и "Фортепианный концерт" на музыку Первого концерта Шостаковича для двух дуэтов солистов и пяти пар окружения объединяют композиционная лаконичность, строгость и стройность линий, выдающие петербургский вкус и глаз постановщика. И в современном минимализме, и в эксцентрическом авангарде он свободно располагает свою хореографию, захватывающую математической ясностью формул.

Самарским исполнителям балет Петрова дается непросто - он требует сложной координации, мобильности и моторности, которые сложно выработать в традиционном классическом репертуаре. Наиболее адекватно здесь чувствует себя Ксения Овчинникова (солистка первой пары), понимающая требования хореографа. Но балерине бравурного, даже героического склада сложно наполнить лирикой центральное адажио, поставленное на широчайшем дыхании.

И все же "Фортепианный концерт" стал лучшей частью гастрольной программы самарцев. Их предыдущие визиты с "Эсмеральдой" и "Бахчисарайским фонтаном" позволяли надеяться, что появилась еще одна труппа, имеющая амбиции обрести собственное лицо и место в отечественном балетном пейзаже. Но количество ремесленных проблем, без которых невозможно решить художественные, за последние годы увеличилось. И ставка худрука балета Юрия Бурлаки на нестандартный советский репертуар как из эпохи хореодрамы, так и симфонического балета пока что не выглядит обоснованной.

Фото: Предоставлено Самарским театром оперы и балеты

"Ленинградская симфония" Игоря Бельского, перенесенная из Мариинского театра, и дивертисмент забытых концертных номеров Леонида Якобсона, Федора Лопухова, Дмитрия Брянцева выглядели вымученными школьными экзерсисами. Артисты озабочены воспроизведением текстов (и битвой с оркестром под управлением Евгения Хохлова). Их они воспринимают как отвлеченные формулы, при этом красота нагруженных смыслом движений и жестов ускользает. Сами же танцовщики выглядят в этом репертуаре аутсайдерами. А зрителям является российский региональный балет - в обыденных проявлениях.