Плавдок для атомных ледоколов Балтийского завода начали строить в Турции

За 29 месяцев и 5 миллиардов рублей на верфи в Стамбуле взялись изготовить плавучий док для обслуживания российских атомных ледоколов, что строятся по универсальному проекту 22220 на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.

Отсчет пошел со вторника, 15 марта: в этот день на турецкой верфи Kuzey Star Shipyard Denizcilik Sanayi ve Ticaret Anonim Sirketi с участием представителей заказчика, а им выступает российский ФГУП "Атомфлот", состоялась церемония закладки киля этого плавучего сооружения.

Самый первый вопрос, который приходит в голову: почему такой заказ мы разместили в Турции, а не у себя - скажем, на верфях той же ОСК, где строят и атомные ледоколы, и атомные корабли разных классов? Ведь это же не авианосец и не тяжелый крейсер.

"Профессиональные компетенции турецких судостроителей не вызывают сомнений", - дал на это свой ответ глава "Атомфлота" Мустафа Кашка. А плавдок, по его же словам, "является одним из ключевых элементов береговой инфраструктуры для обслуживания атомных ледоколов проекта 22220".

Напомним, два таких ледокола - головная "Арктика" и следующая за ней "Сибирь" - уже работают на трассах "Севморпути". В скором времени к ним присоединится "Урал", потом - "Якутия" и "Чукотка". И понятно, что для обеспечения их стабильной, надежной работы нужны плановые осмотры и периодические ремонты с постановкой в док.

По условиям контракта, который заказчик подписал с турецкой верфью 7 июня 2021 года, на весь цикл строительства, включая доставку плавучего дока в Мурманск, отводится 29 месяцев. Как нетрудно догадаться, ни одна из российских верфей взяться за работу в такие сжатые сроки не отважилась. А Мустафа Кашка это условие особым образом акцентировал: "Для нас очень важно четкое исполнение сроков строительства".

Как уточнили в отделе коммуникаций "Атомфлота", закупка проводилась в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок госкорпорации "Росатом" в рамках Федерального закона РФ № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Стоимость контракта составила 4,981 млрд рублей.

Справка "РГ"

Строящийся док будет иметь грузоподъемность 30 тысяч тонн. Основные размерения: длина наибольшая с кринолинами - не менее 220 м, длина по стапель-палубе - не менее 200 м, ширина наибольшая - 48 м, высота понтона - около 6 метров. Экипаж - до 30 человек.