15.03.2022 12:11
    Поделиться

    Чем привлекают читателей независимые книжные магазины в Краснодаре

    В Краснодаре у взыскательных читателей появилась возможность приобрести литературу в независимых книжных магазинах. От крупных сетевиков их отличает, прежде всего, авторская подборка ассортимента и ценовая политика. На полках здесь не встретишь средней руки детектив в мягкой обложке или эзотерический роман, зато сюда привозят дефицитные издания, которые раньше никогда не доезжали до краевого центра. Как изменится этот бизнес в условиях санкций?
    Владимир Аносов/РГ

    Редкий ассортимент

    Любопытно, что в почти двухмиллионном городе лишь несколько автономных книжных магазинов. Один из них, независимая книжная лавка "Чарли", находится на центральной улице Красной. Магазинчик разместился в небольшой комнате с балконом на втором этаже особняка, увенчанного статуей Гермеса, - бывшем доходном доме братьев-купцов Поляковых 1909 года постройки. До революции на первом этаже располагался музыкальный магазин Сарантиди, а верхние помещения сдавались внаем, но и в советский период здание не утратило своей коммерческой функции. Сейчас здесь также магазины.

    ...На стеллажах вдоль стен лежат книги примерно от 30 - 40 издательств, в основном тех, кто готов работать под реализацию. Есть крупные, такие как "Питер", специализирующееся на психологии и компьютерных технологиях, "Самокат", знакомящее читателей с лучшими детскими книжками мира, частное питерское издательство "Лимбус пресс", новинки которого почти не встретишь на периферии. Конечно, книгу можно купить на маркетплейсах, но кто даст там толковый совет, если не знаешь, на чем остановить выбор?

    - Книготорговля не тот бизнес, где можно заработать миллион, купить машину либо квартиру. В моем случае наценка составляет в среднем 65 процентов, что существенно отличается от ценовой политики крупных сетей (минимальная наценка там начинается от 100 процентов). Это делает книгу более доступной, так что я не пользуюсь программами лояльности, - рассказывает хозяйка книжной лавки Анна Кадикова. - Что касается жанров, то стараюсь придерживаться универсального репертуара. Посетители спрашивают: почему не завожу классику? Все просто: площадь лавки составляет 26 квадратных метров. Если заполню пространство "образцовой", так сказать, проверенной временем литературой, то ничего не выгадаю. Зачем? Когда я, к примеру, могу привезти уникальные книги по архитектуре малоизвестного екатеринбургского издательства "Татлин".

    Совладелица магазина "Кот ученый" Татьяна Мадонова подчеркивает, что у нее на полках почти не бывает случайных изданий. Ее торговая точка - в Чистяковской роще, культовом месте, где еще не так давно каждые выходные гудели блошиные ярмарки.

    - Мы возим книги редких издательств. Это одна из особенностей "независимых" - личный почерк книготорговца, - говорит она. - Например, из последнего привезли "Гиперион". Это издательство занимается азиатской литературой, и в Краснодаре их товар больше нигде не продается.

    То, что в подборке не раскрученные рекламой тексты, частных книжных "дилеров" не смущает, наоборот, именно просветительскую работу они и считают миссией. Все-таки продавец должен не просто удовлетворить спрос, но и формировать его.

    Бизнес с нуля

    Идея открыть собственный магазин родилась у Анны Кадиковой еще во время учебы в Санкт-Петербурге. С родного Краснодара к ней приезжали в гости друзья: помимо чемодана с вещами непременно брали второй - пустой, чтобы отправиться с рейдом по книжным магазинам. Здесь продавались издания, которых на юге было не достать. Анна литературный редактор, поэтому, возвратившись домой, решила восполнить этот пробел. Она оформила кредит на 300 тысяч рублей и заключила договоры с издательствами.

    В день открытия в магазине было не протолкнуться: посетители листали книги малоизвестных авторов, фотографировались возле старинного камина, облицованного плиткой и украшенного лепниной. Кстати, публикуемые в соцсетях снимки сыграли роль сарафанного радио: магазин приобрел узнаваемость.

    - Прежде чем открывать собственный магазин, нужно разобраться в налоговой базе. Из-за того что в 2018 году я начинала работать по упрощенной ставке - шесть процентов от дохода, все заработанное в итоге съели налоги. Так образовался кассовый разрыв, растущий в геометрической прогрессии, - рассказывает Анна Кадикова. - И я впала в депрессию, практически заставляя себя ходить на работу и думая о закрытии. Но помогло сообщество: кто-то поделился проблемой в соцсетях, неравнодушные люди приходили и покупали книги, поворотный момент наступил на бизнес-форуме "Дело за малым". Организаторы построили там для меня целый магазин, и за два дня я сделала колоссальную выручку. Но главное, после этого кардинально пересмотрела финансовую модель.

    В "застойную пору" пандемии COVID-19 тоже пришлось быстро перестраиваться. Буквально в последние дни перед объявлением карантина на Кубани Анна собрала 40 коробок лучшего, что было в магазине, и перевезла домой. Так удалось обеспечить онлайн-продажи. Выручила акция "Чарли в мешке" - отправка авторской подборки книг по желанию читателей. Причем содержимое посылки оставалось для покупателя сюрпризом.

    Тесты на прочность

    Если маленькие книжные предприятия без серьезных потерь преодолели паузу (благодаря антикризисным мерам, тем же бонусам в налогообложении и т. д.), то российский печатный рынок трансформировался: в 2021 году издатели пожаловались правительству на существенное подорожание бумаги. В среднем цены на нее увеличились на 25 процентов, на картон - на 60. Динамику рынка объяснили увеличением оборота интернет-торговли, что сразу вызвало спрос на упаковочные материалы. Как следствие, целлюлозные комбинаты переформатировали свои машины на производство картона, который большей частью поставляется в Индию и Китай. Так выгоднее. А для выпуска книг издательствам теперь приходится вставать в очередь, и задержки порой достигают нескольких месяцев. При этом цены на типографские услуги, электроэнергию тоже возросли, все это превращает чтение в привычном для нас формате в настоящую роскошь.

    - Действительно, книга, которую можно взять в руки, - дорогое удовольствие, - отмечает Татьяна Мадонова. - Время покетбуков на газетной бумаге уходит. Пока еще есть более-менее приличные варианты, но стоимость ползет вверх (многие издательства уже подняли цены с начала года на 10 процентов). Я всегда высказывалась в пользу электронных книг (как бы ни были против них многие знаменитые книготорговцы). А для домашней библиотеки достаточно отвести пару шкафов, наполняя теми изданиями, которые вы считаете по-настоящему своими.

    События последних недель изменили ситуацию. Санкции ЕС вызовут скачок цен, нехватку полиграфических материалов и существенное "шлифование" ассортимента. На прошедшей первого марта отраслевой конференции "Книжные и электронные ресурсы в России: тенденции и перспективы развития" эксперты обозначили некоторые проблемы.

    - Первое, от чего придется отказаться, - мелованная бумага, - подвел итог генеральный директор издательства "Росмэн" Борис Кузнецов. - Российской "меловки" практически нет, зарубежная дорожает. Еще один аспект: в России существуют не все виды офсетной бумаги, не все виды картона. Большую часть книг нужно переводить на простой офсет.

    По экспертным оценкам, возникнут сложности с зарубежными лицензиями и заключением новых контрактов, а значит, под вопросом окажутся новые мировые бестселлеры. Есть опасность, что европейские правообладатели будут отзывать уже действующие договоры.

    - Нас исключили из списка участников ярмарки детской книги в Болонье, в свое время мы там представили прекрасное иллюстрированное издание "История старой квартиры" Александры Литвиной и Анны Лесницкой, выпущенное "Самокатом". Именно там его заметили, и оно стало одной из самых популярных детских книг в стране, - заключает Анна Кадикова.

    По словам краснодарских книготорговцев, пока поставщики сохранили цены. Но те издательства, которые печатали за границей, начали испытывать сложности с отгрузкой готового тиража.

    - Учитывая, что хорошая бумага и краска - чаще всего импорт, сложно прогнозировать, насколько подорожает книга, - добавляет Татьяна Мадонова. - Пора начинать запоздалое импортозамещение и снижать НДС хотя бы для производства.

    Отказаться от чтения книг мы, конечно, не сможем. Это подтверждает и прошедшая в последних числах февраля в Краснодаре "гаражная" распродажа литературы из домашних библиотечек. Мероприятие собрало более 500 участников, Люди, предварительно подав заявку, приносили в лавку "Чарли" коробки со своими книгами, покупали тут же понравившуюся букинистику по смешной цене и общались с единомышленниками.

    Кстати

    Wildberries назвала самых популярных авторов в России в 2021 году. На первых двух местах оказались книги для детей Шамиля Ахмадуллина и Людмилы Петрановской. Третью строчку в рейтинге заняло произведение "Хочу и буду: Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым" медийного психолога Михаила Лабковского, на четвертой - "Искусство любить" немецкого философа Эриха Фромма. Замыкает пятерку лидеров роман "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова.

    Поделиться