В трансе не только автомобилисты, а это, считай, все взрослое население Франции, но и владельцы автозаправок. Некоторые просто закрываются потому, что приходится выслушивать нелицеприятные речи клиентов. Один из них - в департаменте Верхняя Луара - при этом оставил записку: "Отказываюсь продавать горючее по 2,50 евро за литр. Каждый день люди называют меня жуликом, когда видят такие тарифы. Баста!" На этом фоне стало процветать воровство горючего. Ушлый народ по ночам вскрывает бензобаки припаркованных на ночь грузовиков и прочих машин, выкачивая драгоценную жидкость.
Встревоженные власти обещали французам доплачивать из казны по 15 центов за каждый литр горючего. Правда, не сразу, а с первого апреля. Почему? На 10 апреля назначен первый тур президентских выборов. Понятно, что в Елисейском дворце таким образом хотели бы сбить волну народного недовольства. Ведь там хорошо помнят, что именно рост цен на бензин два с половиной года тому назад спровоцировал бурные выступления "желтых жилетов".
К этому, конечно, стоит добавить расценки на электричество, которые также стали нещадно бить по карману. Обычно счет приходит раз в два месяца. В последнем, что получил, была обозначена сумма в 300 с лишним евро, то есть 150 в месяц. И это при том, что правительство всячески сдерживает рост, вводя ограничения на тарифы. Аналогичная картина с природным газом - им здесь обогревают сотни тысяч домов.
Не исключено, что многим французам вскоре придется экономить не только на тепле под крышей, но и на продуктах питания. В соседнем супермаркете набор съестного никак не изменился по сравнению с февральским. К примеру, макаронных как было два десятка видов, так и сейчас. Правда, цены немного поднялись. Пока процентов на 5-10, но из-за резкого роста цен, в частности, на зерновые и минеральные удобрения, эта тенденция явно усилится. По дороге заехал в русский магазин, где обычно закупаю среди прочего кефир, творог, соленые огурцы (все это в основном производят в Германии, но многое идет и из России). Конечно, первое, о чем спросил хозяина: не обходят ли парижане его заведение стороной из-за украинского кризиса, не угрожают ли, как это происходит с некоторыми русскими ресторанами. Хозяин меня успокоил. Мол, все, как и прежде. Покупателей достаточно. И французов, и русских. И никакой враждебности. Правда, возникли проблемы с поставками из России - заблокирован заказ на сладкую продукцию двух известных наших кондитерских предприятий.
Откровенно говоря, этим он меня по большому счету не удивил. Несмотря на сугубо однобокую, ясно какую, пропагандистскую кампанию в СМИ, многие французы не изменили своего отношения к России. Правда, хватает и тех, кто эмоционально реагирует на бесконечные ангажированные репортажи из Украины. Выжать слезу, вызвать сострадание к беженцам здесь умеют делать профессионально.
Кстати, из-за этого пришлось изменить моим привычкам. Обычно каждый вечер в 20.00 смотрел новостные телепрограммы. Теперь пропускаю первые две трети (сплошная Украина под всеми соусами), оставляю лишь последнюю часть, где освещаются события чисто французские.
Так вот приведу лишь два отклика моих знакомых соотечественников, которые давно живут и работают среди французов. Один из них, предприниматель, рассказал о том, что те люди, с которыми он долгие годы сотрудничал, часто звонят, спрашивают, не нужна ли помощь. Другая, врач со стажем, написала мне в WhatsApp о том, что среди ее знакомых многие - от самых простых до интеллектуалов - выражают России поддержку, и это они еще не вкусили "радости" от встречи с украинскими эмигрантами, а также от счетов за газ и свет.
Что касается украинских беженцев, то они уже во Франции. Несколько тысяч. Им предоставляют право на работу, пособие в 426 евро в месяц, бесплатные медицину и проезд на всех видах транспорта. В парижском метро уже видел несколько человек. В основном женщин. Правда, как-то натолкнулся на двух парней призывного возраста. Они были сильно под мухой и активно использовали нецензурную лексику. Пассажиры с немалым удивлением косились на необычных для французской столицы раскованных пришельцев, естественно, не понимая ни слова. Судя по всему, у них все еще впереди. А вот афганские, а также африканские беженцы все уже поняли. Они рвут и мечут: как так - украинцам все и сразу, а к нам, давно уже бедствующим во Франции, отношение как к второсортным. Страсти накаляются...