Симоненко, как и все настоящие поэты, - разный. Он много писал и о любимой Украине - словами и гневными, как, например, в стихотворении "О букварях" ("Ты примитивна и схожа с лубками, когда думать не хочешь своей головой"), и высокими, как в раннем "Всегда мы, Россия, с тобою", где есть слова о том, что Украина черпает свою силу в дружбе с Россией.
Икону украинского диссидентского движения 1960-70-х гг. никто не заподозрит в симпатиях к советскому периоду истории Украины. Что заставило Симоненко в 1959 г. написать стихотворение, посвященное бандеровской эмиграции послевоенной поры, бежавшим на Запад пособникам нацистов, и первой денацификации Украины, сейчас трудно объяснить. Потому что это и есть пророчество. Оно сильнее всего личного и сиюминутного.
Возможно, он предчувствовал грядущую опасность. Ведь именно эта диаспора, вернувшись на Украину в конце 90-х - начале 2000-х, была самым рьяным двигателем "антимоскальских" настроений, заставила в националистическом угаре прыгать молодежь, заложила "мину", рванувшую в 2014 г.
При жизни, закончившейся трагически, - поэт умер в больнице от рака почек, он опубликовал лишь один сборник "Тишина и гром". "Нi, не вмерла Украина!", стихотворение, увы, пророческое, увидело свет только в наши дни - конечно же, без второго и четвертого четверостиший.
Это произведение Симоненко есть на украинском языке. Из русских переводов, возможно, наиболее близок к оригиналу, следующий:
Я встретил вас в годину
лютой боли,
Когда пожаров языки
взвились
До звезд, и люди глохли
поневоле
От самолетов,
вспарывавших высь.
Тогда-то вас и окрестили
псами:
За страсть лизать
хозяевам сапог,
За "Ще не вмерла..."
хриплыми басами,
За "хайль" и взлет руки
наискосок.
Там, где прошли вы,
громоздились трупы,
Но харкали в мурло
из страшных ям
Украйны окровавленные
губы
Фашистам и их верным
холуям.
Вы б пропили, распродали,
ей-Богу,
Остатки нашей горестной
земли,
Когда бы Украине
на подмогу
С востока не вернулись
"москали".
Теперь вы вновь, стряхнув
земли покровы,
Торгуете ей.
Каждый вороват.
Вы новых палачей призвать
готовы
На украинский хлеб и сала
шмат.