Воронежцам показали "нелирическую" комедию Евгения Гришковца

"Нелирическую" комедию Евгения Гришковца "Весы" поставили в Воронежском академическом театре драмы. Камерный спектакль, полный мягкого юмора, позволяет отвлечься от новой реальности и подумать о незыблемом: курьезах семейной жизни, слабостях сильного пола, чуде рождения ребенка.
Валерий Драбов

Пьеса "Весы" относительно новая. Впервые ее поставил лично автор - в МХТ имени Чехова в 2017 году. С тех пор состоялись премьеры в Кемерове, Смоленске и Твери. Неделю назад, 7 марта, свою версию "Весов" представил в Ярославле худрук Волковского театра Сергей Пускепалис.

Как и многие произведения Гришковца, это ода "маленькому человеку", который ни шатко ни валко проживает свою нехитрую жизнь - без глобальных потрясений, но с кучей волнующих его событий. Конфликты разворачиваются в скромном масштабе, что не мешает им быть острыми и важными.

В Воронеже "Весы" перенес на малую сцену драмтеатра режиссер Александр Сидоренко. Он много работает для местного Центра "Антреприза".

Поскольку пьеса разговорная, больших хлопот с декорациями не потребовалось. Больничная стена с парой дверей, скамейка, вешалка, ящик с бахилами, кулер с водой - вот и весь фон этой забавной и трогательной истории (художник - Алексей Мочалов). Специально расшифровывать название спектакля постановщики не стали, оставив это на усмотрение публики. Весы по ходу действия упоминаются как знак зодиака, но образ, вероятно, все-таки глубже.

Трое мужчин ждут в коридоре, пока три женщины мучаются в схватках. Самый молодой, Артем, оплатил партнерские роды и не хочет делить этот опыт с тещей, которая приехала "причинять добро" любимой дочери. Самый взрослый, вузовский преподаватель Игорь, молча переживает за таинственную 19-летнюю студентку. Подвыпивший Алексей говорит и мечется больше всех, так как чувствует себя виноватым: уже в третий раз опаздывает на проводы жены в роддом - то командировка случилась, то вот матч Лиги чемпионов в пабе показывали... С легкой руки весельчака Эдуарда, который торчит в фойе за компанию с другом, взволнованные мужчины "уговаривают" пару бутылок коньяка и обнажают самые тонкие струны своих душ.

Можно, конечно, над ними посмеяться (и зритель смеется, чего уж там). Можно посочувствовать. Герои очень стараются быть храбрыми, надежными, ответственными, они кормильцы и защитники, опора семьи. Но в то же время - боятся боли и ошибок. Отчаянно боятся того, что с ними или с их близкими может случиться что-то плохое! Театральной аудитории, по преимуществу женской, такая откровенность не может не импонировать.

Текст Гришковца местами кажется чересчур выспренним для устной речи простых людей, к тому же изрядно принявших на грудь. Но артисты Воронежского драмтеатра компенсируют ходульность реплик живой игрой. В спектакле много метких, на грани пародии, наблюдений, интересные типажи. Артем (Егор Козаченко/ Давид Доваджян) - интеллигентный сын "железной леди", Алексей (Дмитрий Гусев) - предприимчивый разгильдяй, прячущий нежность к дочкам за ширмой "настоящей мужской мечты" о сыне, Игорь (Александр Смольянинов) - застегнутый на все пуговицы примерный семьянин, у которого дома далеко не все гладко...

Как часто бывает в комедиях, самые резонные соображения доверены самому непутевому персонажу. Эдуард Пятунин (Игорь Болдышев), которому "папаша испортил жизнь" оригинальным имечком, пьет больше всех, но не теряет здравомыслия. Рассуждает о родительских амбициях и комплексах. И бежит сломя голову за розами для рожениц, пока отцы и мужья заочно признаются в любви этим несносным женщинам - капризным, строгим, выносливым и терпеливым.