Приглашенный в Пермь режиссер Филипп Григорьян (впрочем, в городе он давно стал своим - это его шестая работа в Театре-Театре, и еще на его счету - три постановки в Пермской опере) приступил к работе в дуэте с драматургом Ольгой Федяниной. Они обозначили дистанцию от первоисточника: их "хроника одного убийства" - это драма по мотивам пьесы Лермонтова. И еще в аннотации к спектаклю сообщили, что действие развивается и в XIX веке, и в XXI.
В интерьерах современной белоснежной квартиры с домашним кинотеатром нелепое убийство из ревности действительно выглядит гораздо более реалистично, чем какая-нибудь дуэль. И даже бесчисленные желчные инвективы Лермонтова против клеветников ничтожных, жадною толпой стоящих у трона, можно примирить с нашей действительностью. Арбенин органичен в костюме успешного представителя элиты, Нина вполне может иметь опыт модели или актрисы, а Баронесса Штраль наверняка ищет себя в светских хрониках журнала "Татлер". Но спектакль Григорьяна не сводится к очередному обсуждению семейного насилия. Узнаваемость персон из телевизора - тоже совсем не его сверхзадача.
И хотя маски и маскарады давно вышли из употребления, исследование души Арбенина с хирургической беспощадностью и хирургической же тщательностью превалирует над первоначально задуманным Лермонтовым детективом и актуальным триллером. (Пьесу показательно, прямо-таки наотмашь, лишают интриги - она начинается с финала, и не читавшие "Маскарад" не имеют шанса и на пять минут сладостного неведения.) В этом Арбенине легко угадывается сам Лермонтов - сначала молодой, дерзкий, преисполненный надежд, вполне осознающий собственный талант и силу личности. Не случайно к нему притягивает всех остальных персонажей драмы. Но осознание собственной магнетичности и избыток власти оказываются не созидательны, а разрушительны для Арбенина. Его сомнения в любви Нины - это не только ее путь в ад, но и маршрут саморазрушения сильной неординарной личности, не способной на диалог ни с кем, кроме Незнакомца (Михаил Чуднов).
Пермский "Маскарад" полностью проходит многословный маршрут сложного, рыхлого лермонтовского текста. Спектаклю Григорьяна не удалось превратить его в монолитный спектакль. Но многочасовое действие при этом выглядит прекрасной в своей сложности конструкцией. Единство замысла и воплощения обеспечивают не только сценография, выполненная самим режиссером (Григорьян много работал как театральный художник и не только в собственных проектах), но и костюмы Влады Помиркованной, музыка и саунд-дизайн Андрея Борисова, хореография Анны Абалихиной, свет Сергея Васильева, видео Петра Марамзина. Отлаженностью всех компонентов этот "Маскарад" напоминает оперный театр. И спектакль звучит как сложная полифония, позволяющая следовать за главной темой или вслушиваться в подголоски.