Известный путешественник и директор Центра туризма и экскурсий Краснодарского края Константин Мержоев как раз относится к тем редким людям, которым быстро наскучивает теснота офисов. Почти треть своей жизни он провел в различных экспедициях, последняя из которых - "РоссиЯ-2021". Основной состав группы из восьми человек (костяк составили ребята с Кубани) стартовал третьего марта прошлого года из сочинского центра "Сириус" и, двигаясь вдоль границ страны, вернулся домой по зимнему снегу в Красную Поляну 19 декабря.
- Были насыщенные встречи как в крупных городах, так и в глухих деревнях, куда нечасто пробираются туристы, - рассказывает корреспонденту "РГ" руководитель экспедиции "РоссиЯ-2021" Константин Мержоев. - Одна из целей проекта - сбор этнографического материала, геоморфологических и экологических данных. Конечно, важна спортивная составляющая: впервые в истории реализовано беспрерывное прохождение вдоль границ всего нашего государства. Скажу сразу, не все задуманное получилось из-за организационных сложностей. К примеру, Северный морской путь на ледоколе "Михаил Сомов" был перенесен с июня на осенние месяцы и, чтобы не упускать время, пришлось группу разделить.
Константин Сергеевич добавляет, что в таких путешествиях прямо-таки кожей узнаешь свою страну. Лично для него открытием стали республики Бурятия и Тыва. Затерявшиеся на стыке Сибири и Центральной Азии эти территории до сих пор мало затронуты цивилизацией, благодаря чему люди здесь сохранили культурную самобытность.
- Запомнился поселок Кунгуртуг в Тыве. - Сельские жители ездят верхом на северных оленях (я вообще не думал их там увидеть). Кочевники смотрели на нашу группу всегда с недоумевающим любопытством, будто размышляя про себя: "И зачем они этим занимаются?" - продолжает путешественник. - Но общение было колоритным. В юртах нас угощали аракой - слабым спиртным напитком на основе прокисшего молока, хлебом из муки крупного помола, растертой на каменных жерновах.
Своим проектом организаторы и члены экспедиции стремились всколыхнуть подрастающее поколение: к основной группе в различных регионах присоединялись подростки и молодежь, чтобы пройти с путешественниками часть маршрута по территории своего края или области.
- На встречах с детьми всегда привожу цифры, дающие представление о стране, - заключает он. - К примеру, от Выборга до мыса Дежнева 11 тысяч километров, это расстояние "Боинг" покрывает за 10-12 часов, столько же, сколько и от Москвы до Атлантического побережья США. Все европейские государства вмещаются в территорию России, поэтому нас сложно сравнивать. Что касается извечной проблемы дорог, за последние пять лет, которые я путешествую, наблюдаю колоссальный прорыв - строятся развязки, мосты. Чуйский тракт не так давно представлял собой богом забытое место, сейчас - красивейшее шоссе. Поэтому стоит гордиться тем, что мы живем в такой огромной стране, только и самому нужно стремиться делать что-нибудь.
Собранная в ходе экспедиции информация будет использована для создания новых туристических маршрутов в регионах. В ближайшее время участникам предстоит обработать свои путевые дневники и фото, которые включат в книгу "Живописная Россия". Уже смонтирован документальный фильм о путешествии, совсем скоро его покажут на центральном ТВ.
Кстати
Почти семь тысяч километров длился первый велосипедный этап от Сочи до Мурманска. Расстояние автомобильного этапа экспедиции от Владивостока до поселка Монды, расположенного на границе России и Монголии, составило почти 5,5 тысячи километров. Самой высокой точкой маршрута стала гора хребта Большой Саян - Мунку-Сардык высотой 3491 метр. А самый тяжелый и непредсказуемый участок похода пролегал по Республике Тыва - в безлюдной тайге команда автономно провела 54 дня.
"...Впервые с начала нашего плавания в Арктике дал о себе знать ее настоящий хозяин! - записал в своем путевом дневнике журналист и самый старший участник экспедиции "РоссиЯ-2021" Рустам Сиразетдинов, который в походе отметил свой 61-й год рождения. - На островах Известий ЦИК, во время разгрузочных работ, в непосредственной близи появились три белых медведя. Обычно перед посадкой вертолет облетает место, чтобы отпугнуть хищников. Кроме того, обязательно бригаду грузчиков сопровождают два профессиональных охотника с нарезными карабинами. В этот раз медведи появились неожиданно, внеся некоторое оживление в работу бригады. Несколько выстрелов в воздух - и мишек след простыл. Во время долгой работы на станциях полярники частенько сталкиваются с медведями. Бывает, что и нос к носу. Бывает, что такие встречи оборачиваются трагедией. Несмотря на милую внешность, медведь - грозный и страшный хищник..."