Как в 2014 году жители полуострова приближали "Крымскую весну"

Ровно восемь лет назад произошло событие, которого большинство крымчан ожидали не один десяток лет. Без преувеличения день 16 марта 2014 года, когда на общереспубликанском референдуме 96,57 процента жителей полуострова высказались за воссоединение с Россией, золотыми буквами вписан в новейшую историю Крыма и Севастополя. "Этот день мы приближали, как могли", - именно так о нем, словами из великой песни о другом великом дне, могли бы сказать ускорявшие ход истории крымчане. В канун знаменательной даты некоторые из них рассказали "РГ" о своей Крымской весне.
Алексей Вакуленко/РГ

"Потрясающее объединение"

Глава общественной организации "Справедливость" Светлана Федорова выступила 1 марта 2014 года на стихийном митинге на Театральной площади Евпатории. За несколько дней до этого ее сын, студент крымского вуза, пополнил ряды самообороны. Успешная предпринимательница в сфере гостеприимства стала активным общественным деятелем,

- Я призвала приносить гуманитарную помощь участникам отрядов самообороны в офис местного отделения партии "Русское единство", - вспоминает она. - И уже к вечеру этого дня офис был забит такой помощью. Уходя оттуда, узнала: чтобы никто не снял установленные над зданием мэрии и железнодорожного вокзала российские флаги, рядом в машинах круглосуточно дежурят ребята из самообороны. На время ночного дежурства я регулярно привозила им еду и термос с чаем.

Вспоминая февраль-март 2014 года, Федорова отмечает потрясающее объединение людей.

- Хотя людей переполняла тревога, паники не было, - рассказывает Светлана. - Напротив, в общем деле объединялись те, кто бы в нормальной жизни никогда не объединился. Например, владельцы ресторанов обеспечивали питанием ополченцев, автовладельцы на своем транспорте подвозили еду и воду, и так далее. В Евпатории возникло мощное антимайдановское волонтерское движение.

Светлана Федорова бережно хранит десятки листов с подписями за проведение референдума о выходе Крыма из состава Украины. Фото: Алексей Вакуленко/РГ

Вскоре Федорова во время очередного митинга на главной площади города организовала сбор подписей за проведение референдума о выходе Крыма из состава Украины. Десятки подписных листов бережно хранит.

- Люди в длинной очереди стояли, чтобы поставить свою подпись в поддержку этой инициативы, - говорит общественница. - Затем поступило указание сбор подписей прекратить. До сих пор считаю, что мы допустили глупость: нужно было его продолжить и собрать подписи как можно большего числа крымчан, а затем коробки с кипами подписных листов предоставить различным международным организациям, которые не устают повторять мантру о референдуме "под дулами автоматов".

"Завтра будет война"

Доктор филологических наук, профессор Института филологии Крымского федерального университета Владимир Орехов о необходимости защищать родной Крым предельно серьезно задумался после госпереворота в Киеве.

- Накануне праздника 23 февраля ко мне в университетском дворе подошли студентки-журналистки, они проводили опрос, - рассказывает он. - Девушки спрашивали об отношении к празднику, и прозвучал традиционный вопрос: "А вы готовы защищать отечество?" К тому времени уже погибли на майдане бойцы "Беркута", то есть те самые защитники. И вдруг я понял, что впервые в жизни вопрос о защите своей земли звучит для меня совершенно конкретно.

Волею судеб победивший в Киеве майдан стал последним, что в телеэкране видел дедушка ученого, пострадавший от нацизма ветеран Великой Отечественной войны. Он умер 22 февраля.

- Для всей нашей семьи это было большим потрясением и роковой несправедливостью, - говорит Орехов. - Сразу после похорон мы с братом планировали ехать в Севастополь помогать местным активистам строить блокпосты. Но тут по Симферополю прокатились митинги и демонстрации. Мы присоединились к ним. Возмущение крымчан было настолько единодушным, что мы поняли: очень много людей с нами на одной волне.

В память ученому врезался исторический митинг у стен крымского парламента 26 февраля, где произошло жесткое противостояние пророссийских сил и сторонников ныне запрещенного в России "Меджлиса крымскотатарского народа".

- Давление с обеих сторон было таким, что было трудно дышать, - вспоминает Орехов. - Из задних рядов меджлисовцев в нас летели двухлитровые пластиковые бутылки с водой, камни, палки. Также они распыляли перед нами горчицу, толченое стекло и газ из баллончиков.

По словам профессора, после митинга он понял: завтра будет война.

- Мой брат, у которого только родился ребенок, всю ночь строил баррикады под Верховным Советом, - говорит он. - Мы всю ночь не спали, готовились воевать, думали, что с собой брать. Под утро все-таки заснул. И вдруг меня будит телефонный звонок: "Включи телевизор!" Включаю и вижу ополченца, который рассказывает о том, как помогал заносить в здание Верховного Совета оружие неких неопознанных военных. Ни один телерепортаж не произвел на меня большего впечатления!

В то пасмурное, но подарившее крымчанам надежду на мир утро братья Ореховы пополнили ряды народного ополчения. В составе второй роты Владимир Викторович патрулировал улицы и стоял в оцеплении, в том числе у Верховного совета:

- У нас за спиной были российские военные. Наша задача была - не допустить провокаций по отношению к ним. Мы привыкали к чувству, что находимся под настоящей защитой. Наверное, впервые с советских времен мы поняли, что действительно под защитой нашей армии. Это был мощный переход от состояния ожидания войны к ощущению, что за тобой стоит великая страна.

"Люди стали больше улыбаться"

Свой Рубикон в отношениях с украинским государством евпаториец Андрей Рогачев перешел в декабре 2013 года. Работая дальнобойщиком, проездом крымчанин оказался в Киеве и побывал на майдане.

- А когда там погибли наши бойцы "Беркута", стало окончательно ясно, что ничего хорошего уже не будет, - вспоминает он. - Наблюдая беспредел, который творился вокруг, я понимал, что в Евпатории нужно поддерживать общественный порядок, не допустить провокаций, которые могли бы привести к жертвам. Тогда же для поддержания общественного порядка в составе оперативной группы мы выезжали в Симферополь. Во время референдума обеспечивали охрану общественного порядка на избирательных участках.

Вряд ли иначе мог поступить человек, который узрел на майдане личину нацизма и чей прадед покоится на евпаторийской Красной горке - месте братского захоронения жертв Великой Отечественной войны.

- Я всегда считал, что Крым - это территория России, - признается он. - За прошедшие восемь лет ситуация на полуострове изменилась к лучшему. Люди стали чаще улыбаться и спокойнее относиться друг к другу. Для меня же первоначальной задачей было и остается одно: чтобы в мой дом ни в коем случае не пришла война и мои дети, родители, друзья и товарищи спали спокойно.

Мнение

Сергей Аксенов, глава Республики Крым:

- 26 февраля 2014 года у стен крымского парламента состоялся митинг, организованный партией "Русское единство" и другими пророссийскими силами. Крымчане пришли к Верховному Совету республики, чтобы мирно выразить свой протест против госпереворота в Киеве. Нам ясно показали, что учитывать мнение подавляющего большинства жителей полуострова нацистский режим и его крымские пособники не собираются. Тогда, в феврале 2014-го, мы не знали, что ждет наш полуостров и как будут развиваться события. С высоты сегодняшнего дня можно смело говорить, что митинг стал важной вехой в истории восстановления единства русского мира. Эта история включает в себя и воссоединение Крыма с Россией, и события сегодняшнего дня, направленные на освобождение Украины от той банды, которая, по меткому выражению нашего президента, взяла страну в заложники.

Справка "РГ"

В 2016 году "Меджлис крымскотатарского народа" был объявлен в России экстремистской организацией и запрещен на территории РФ.