В Евпатории озаботились сохранением советских мозаичных панно

Общественный совет Евпатории обратился к местной администрации с предложениями о сохранении мозаик советского времени. По словам общественников, город-курорт - единственный в Крыму, где столь широко представлены эти произведения декоративно-прикладного искусства. Сейчас угроза уничтожения нависла над мозаичными панно на территории бывших грязелечебницы "Мойнаки" и пансионата "Алмазный".
Алексей Вакуленко/РГ

За мозаики неравнодушные горожане встревожились, когда на одном из корпусов "Алмазного" после смены собственника панно с изображением геолога в свою очередь сменила серая стена. Не исключено, что такая же участь постигнет два мозаичных панно на фасаде здания столовой, выполненных ныне здравствующим крымским художником Валерием Пантюховым.

По словам начальника управления экономического развития администрации Евпатории Татьяны Юминой, нынешний собственник "Алмазного" готов обсуждать сохранение оставшихся мозаик.

- На территории бывшего пансионата планируется открыть санаторий, рассчитанный на 200 коек, - рассказала она. - Сейчас там проводят капитальный ремонт зданий. В этом году должны завершить реконструкцию первого корпуса, в котором при утеплении стены и заложили одну из мозаик. По этому поводу представители собственника дали понять: что сделано, то сделано. Остается еще несколько мозаик, в том числе на здании столовой, в котором предполагается открыть медицинский корпус. Мы со своей стороны направим собственнику письмо с просьбой об их сохранении.

Комментируя ситуацию, член Общественного совета Евпатории, заслуженный архитектор Крыма Олег Иванов отметил, что работы, результатом которых стала серая стена на месте мозаики, не могли не пройти все необходимые согласования и не получить соответствующие разрешения, в том числе городской администрации. По словам эксперта, для сохранения в будущем подобных произведений декоративно-прикладного искусства необходимо внести изменения в некоторые нормативные акты.

- Нужно срочно внести изменения в положение о градостроительном совете и регламент прохождения градостроительного совета для объектов, имеющих общественную значимость, а также в правила благоустройства, - пояснил Иванов. - Необходимо составить список аналогичных художественных объектов, представляющих ценность для преемственного развития города.

Эту евпаторийскую стелу беспощадно демонтировали в прошлом году при благоустройстве Лазурной набережной. Фото: Алексей Вакуленко/РГ

Председатель Общественного совета Валерий Батюк заверил, что вместе с другими членами совета намерен рекомендовать собственникам объектов с такими произведениями декоративно-прикладного искусства вписывать сохранение или реконструкцию последних в проект капремонта.

- Мы будем просить городскую администрацию до 1 мая провести рабочее совещание с собственниками "Алмазного" о порядке и планах реконструкции и сохранении мозаик, - рассказал он. - Департамент городского хозяйства попросим подготовить предложения о внесении дополнений в правила благоустройства в части охраны таких объектов, а отдел архитектуры и градостроительства - составить перечень соответствующих произведений декоративно-прикладного искусства. Мы также призываем евпаторийцев и гостей города помочь нам в составлении списка.

Масла в огонь подлило решение о строительстве у озера Мойнаки туристических и жилищно-рекреационных комплексов с развитой инфраструктурой и обустроенной набережной вокруг водоема. В зоне застройки - грязевой корпус бывшей грязелечебницы "Мойнаки", подлежащий сносу. Десятилетиями его холл украшает серия панно, выполненных местным художником Юрием Белкиным (ныне покойным). Талант последнего, между прочим, весьма высоко ценил его старший товарищ, выдающийся советский художник Юрий Волков. Эти панно представляют как художественную, так и историческую ценность, убежден член правления Крымского республиканского отделения Союза художников России, заслуженный художник Крыма, скульптор Василий Василюк.

- Работы Юрия Владимировича - яркие образцы социалистического реализма, который стал этапом в изобразительном искусстве советского периода, - считает мэтр.

Архитектор из Евпатории Татьяна Савченко видит два варианта спасения белкинских панно. Оба предполагают их размещение как "цитат из прошлого" в павильонах, установленных в парковой зоне на месте застройки.

- Генподрядчик, с которым мы общаемся, готов пойти навстречу и предоставить место для размещения таких павильонов, - говорит специалист. - Первый вариант - механически срезать стену и перенести в хранилище до монтажа в павильонах. Но вопрос упирается в финансирование демонтажа и последующего хранения. Второй - полное воссоздание мозаик в случае их неизбежного уничтожения. Мы провели обмеры, взяли цветовые образцы плитки, чтобы было, так сказать, полное попадание. Такой вариант представляется наиболее актуальным. Однако мы не перестаем надеяться, что все-таки каким-то образом панно удастся спасти.

Компетентно

Надежда Павленкова, историк, краевед:

- В советское время мозаики в Евпатории выкладывали очень хорошие мастера. Ни один санаторий не обходился без хорошей мозаики. Помимо тех, что на стенах бывших грязелечебницы "Мойнаки" и пансионата "Алмазный", есть и великолепное панно вблизи Центральной курортной поликлиники, стопроцентно целое, которое просто нужно отмыть. И панно работы того же Юрия Белкина на одном из зданий бывшего пансионата "Родничок", и много других замечательных работ. Как ни странно, состояние евпаторийских мозаик лучше тех, что в Санкт-Петербурге, где, правда, активно занимаются их реставрацией.

Кстати

По словам художника Анатолия Тимошкина, чьи произведения монументального искусства до сих пор украшают фасады зданий в Евпатории, в советское время эскизы будущих мозаичных панно проходили согласование не в одном художественном совете.

- Заказчик обращался в наш художественный фонд, - вспоминает он. - Мы принимали заказ, выдвигали специалиста, который согласовывал с заказчиком тему. Художественное решение утверждали на худсоветах: сначала в Евпатории, затем в Симферополе, а потом еще в Киеве. Тогда для создания мозаик преимущественно использовали совсем не дешевую смальту - цветное непрозрачное ("глушеное") стекло.