Об этом говорится в официальном сообщении, распространенном Ассоциацией юристов России.
По словам Сергея Степашина, присоединение России к Болонскому процессу не только не оправдало возлагаемых на него надежд, но и привело к утрате важнейших достоинств системы классического российского и советского образования.
"Автоматического признания дипломов о высшем образовании выпускников российских вузов в западных университетах так и не произошло, - подчеркнул Сергей Степашин. - Более того, борьба России за защиту прав населения ДНР и ЛНР привела к беспрецедентной в истории мирового высшего образования дискриминации российских студентов по мотивам их национальности и многочисленным случаям отчисления российских учащихся из школ и высших учебных заведений иностранных государств, в том числе участников Болонского процесса".
Напомним, Болонский процесс - серия встреч на уровне министерств и соглашений между европейскими странами, направленных на обеспечение сопоставимости стандартов и качества квалификаций высшего образования. Болонский процесс назван в честь Болонского университета, где в 1999 году министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Этот процесс создал Европейское пространство высшего образования в соответствии с Лиссабонской конвенцией о признании.
В России переход на так называемую Болонскую систему привел к созданию бакалавриата и магистратуры. Сторонники такой системы считают, что она делает процесс получения образования более гибким: закончив бакалавриат студент может поступить в магистратуру уже в совсем другой сфере, и таким образом будут получаться уникальные специалисты. Но это в теории. Критики Болонской системы утверждают, что ей не хватает глубины и качества образования. "Они нулевые! Никаких знаний абсолютно", - воскликнула в разговоре с "РГ" профессор одного из столичных вузов, рассказывая про выпускников-бакалавров. И пояснила: сами стандарты бакалавриата таковы, что не получается дать студентам фундаментальные знания. Вот и сформировалось в профессиональной среде отношение к бакалаврам как недоучкам. И это не вина, а беда студентов, попавших в тиски Болонской системы.
Магистратура не исправляет ситуацию, тем более что нередко процесс обучения в ней становится формальным. Считается, что в магистратуру приходят уже взрослые люди, которые не могут проводить целые дни в университете. Учатся они по вечерам и не каждый день. Потому, например, в юридической профессии не считают полноценными юристами тех, кто окончил магистратуру без юридического бакалавриата. Но и бакалавры-юристы без правовой магистратуры тоже не могут претендовать на хорошую карьеру.
Например, судьи, прокуроры и адвокаты обязаны иметь два юридических диплома: бакалавра и магистра. С одним дипломом - не важно, бакалавриата или магистратуры - человек не будет считаться полноценным юристом. Если же юрист закончил вуз по старой системе, то есть специалитет, то на него никто косо не посмотрит. Потому что - специалист.
Сергей Степашин полагает, что в скорейшее время нужно поднять вопрос о возвращении в систему российского высшего образования классических вариантов: специалитета и аспирантуры. "На протяжении долгих лет Россия и СССР выпускали огромное количество первоклассных специалистов, что подтверждается высочайшим уровнем российской и советской науки и промышленности, - сказал он. - Поэтому необходимо все преимущества Болонского процесса и классической школы сохранить и усовершенствовать под современные реалии".
С момента вступления России в болонский процесс прошло достаточное количество времени, чтобы можно было подвести итоги реформирования отечественной системы высшего образования. "И они, на мой взгляд, не оправдали ожидания. Думаю, пришло время для выхода России из Болонского образовательного процесса", - резюмировал председатель Ассоциации юристов России.
Многие эксперты признают советскую систему специалитета более логичной: на первых курсах студентам закладывают фундамент, а затем дают уже прикладные знания.
- С началом перестройки мы сравнивали учебные планы МФТИ и ведущих вузов мира - Стэнфордского университета, Массачусетского технологического института, и эти планы совпадали более чем на 90%, хотя Болонской системы тогда не существовало. Болонская система позволяет сопоставлять учебные программы разных стран. Но как эта система будет выглядеть в будущем и что собой представлять - вопрос дискуссионный. Когда пару лет назад я был на крупной конференции в Болонском университете, я спросил у его ректора, как они развивают Болонскую систему. И был очень удивлен, услышав ответ, что они не являются ее приверженцами. Болонская система - живой организм, который требует изменений хотя бы раз в несколько лет. Тем более что мир сильно изменился за время ее существования. Да и пандемия внесла свои коррективы, в том числе в организацию студенческих обменов. На мой взгляд, либо должна быть альтернатива Болонской системе, либо нужно реформировать ее с учетом реалий, понимая, что все хотят развиваться и быть конкурентоспособными.
Подготовила Мария Агранович