20idei_media20
    16.03.2022 21:00

    ВС РФ разъяснил, покупки какого веса должен привозить и увозить сам продавец

    Очень интересное и неожиданное решение принял Верховный суд РФ, когда изучил спор покупателя негабаритного груза с продавцом и ответил на вопрос, за чей счет должен быть организован и проведен возврат такой весомой и громоздкой покупки, если она оказалась бракованной.
    REUTERS
    REUTERS

    Итак, гражданин купил лодку, которую продавец привез ему домой, но товар оказался с браком, и покупатель потребовал, чтобы продавец его забрал. Экспертиза, проводимая в таких случаях, должна была дать заключение - почему товар нельзя использовать. Продавец решил, что возвращать лодку и возить ее на экспертизу должен покупатель.

    Местные суды с мнением продавца лодки согласились. А вот Верховный суд РФ не только сказал, что возить товар - это обязанность продавца, но и заявил, что такой порядок действует для любых тяжелых покупок с доставкой, чей вес превышает пять килограммов.

    Итак, некий гражданин купил себе лодку. В его договоре с продавцом было сказано, что лодку он приобретает с условием доставки. Затем гражданин оплатил товар, и лодку доставили ему домой. Но прошел всего месяц, и покупатель потребовал от продавца вернуть ему деньги и забрать товар. У лодки обнаружились "дефекты производственного характера".

    Однако возникла незадача - добровольно возвращать деньги и забирать некачественный товар продавец не стал, и гражданину пришлось решать проблему через суд.

    В первой судебной инстанции ему повезло. Суд согласился с его требованиям. В его решении сказано: "Наличие производственных дефектов в товаре установлено". Продавец по этому судебному решению должен вернуть деньги за товар плюс к этому за то, что он этого не сделал добровольно, заплатить неустойку и штраф. В своем решении суд сослался на Закон "О защите прав потребителей".

    Доставка крупного товара весом от 5 кг для ремонта или возврата должна быть за счет продавца

    Продавец возмутился и оспорил решение. И апелляция его изменила. Вторая инстанция сказала, что деньги покупателю за товар вернуть надо, а вот неустойку и штраф, присужденные продавцу, следует отменить. В итоге вторая инстанция приняла новое решение. Покупателю было отказано в неустойке потому, что он, "отказываясь от исполнения договора, не передал товар продавцу, тем самым лишив его возможности своевременно организовать проверку качества товара". Теперь был недоволен решением уже покупатель лодки. Покупатель в свою очередь попробовал оспорить это решение и пошел дальше - обратился в кассационный суд. Но кассация с апелляцией согласилась целиком и полностью. Вот тогда покупатель и обратился в Верховный суд РФ. Материалы этого спора изучала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда. Она в итоге отменила решения апелляции и кассации. И объяснила - почему.

    Верховный суд РФ в своих разъяснениях начал с Закона "О защите прав потребителей". В этом законе есть 4-я статья, в которой сказано, что продавец обязан передать потребителю товар, который "соответствует условиям договора". А в случае, если потребитель обнаружит в товаре недостатки, о которых не предупреждал продавец, то он вправе отказаться от такого договора купли-продажи товара и потребовать вернуть деньги. Еще в этом законе сказано следующее: "По требованию продавца и за его счет потребитель должен вернуть товар с недостатками" (статья 18).

    Именно в этой статье Закона "О защите прав потребителей" установлена обязанность продавца принять товар ненадлежащего качества у покупателя и, в случае необходимости, его проверить. Кстати, у покупателя есть законное право в такой проверке поучаствовать лично, если захочет.

    В этой же статье подчеркивается, что если по поводу появления недостатков товара возник спор продавца и покупателя, то продавец обязан провести экспертизу за свой счет. В том же Законе "О защите прав потребителей" назван и срок проведения такой экспертизы (статьи 20-22).

    Верховный суд РФ напомнил, что есть в этом законе и некое общее правило (статья 18). Правило это говорит - доставка крупногабаритного товара и товара весом больше 5 килограммов для ремонта, уценки, замены или возврата потребителю происходит силами и за счет продавца.

    В случае неисполнения этой обязанности, а также при отсутствии продавца там, где находится потребитель, доставку и возврат некачественного товара может сделать сам покупатель. Но в этом случае продавец обязан возместить потребителю все расходы на доставку такого товара.

    Вывод Верховного суда по этому спору таков: обязанность покупателя по доставке крупногабаритного товара и товара весом больше 5 килограммов к месту проведения проверки его качества законом не установлена. Эта обязанность возложена и осуществляется за счет продавца.

    Поэтому вывод апелляции и кассации о том, что покупатель, не возвратив продавцу крупногабаритный некачественный товар, лишил его возможности проверить качество товара, не соответствует нормам закона.

    В итоге Верховный суд РФ велел апелляции и кассации пересмотреть свои решения.