В четверг, 17 марта, начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Игорь Кириллов подробно прокомментировал содержимое очередной партии этих секретных документов.
Свой брифинг он предварил таким замечанием: "Западные средства массовой информации и некоторые "специалисты-биологи", чаще всего имеющие второе американское гражданство, высказывают сомнения в отношении достоверности опубликованных нами материалов. Хотелось бы обратить внимание, что документы имеют подписи реальных должностных лиц и заверены печатями организаций".
Итак, что же обнаружилось в этих бумагах. Прежде всего они подтверждают, что на территории Украины однозначно создавались компоненты биологического оружия.
В качестве доказательства Кириллов показал Соглашение о совместной биологической деятельности, заключенное между военным ведомством США и минздравом Украины 6 марта 2015 года. Оно свидетельствует, что Пентагон непосредственно участвовал в финансировании военно-биологических проектов на Украине. Но реальным получателем средств являлись лаборатории украинского минобороны в Киеве, Одессе, Львове и Харькове. Общий объем их финансирования составил 32 млн долларов.
Эти биолаборатории были выбраны Управлением по снижению угрозы минобороны США и компанией-подрядчиком Black & Veatch в качестве исполнителей проекта UP-8 (изучение возбудителей Конго-Крымской лихорадки, лептоспироза и хантавирусов) вовсе не случайно. В руках наших военных оказался соответствующий запрос Пентагона.
"С нашей точки зрения, заинтересованность военных биологов США связана с тем, что эти патогены имеют природные очаги как на территории Украины, так и в России, а их применение может быть замаскировано под естественные вспышки заболеваний. Именно поэтому данный проект получил дополнительное финансирование, а сроки его реализации были продлены", - объяснил Кириллов.
Он подчеркнул, что анализ документов в части проекта P-781 по изучению путей передачи человеку заболеваний через летучих мышей показал: работы проводились на базе лаборатории в Харькове совместно со скандально известным Центром имени Р. Лугара в Тбилиси. Общие затраты Пентагона на его реализацию на Украине и в Грузии составили 1,6 млн долларов, большую часть из которых как основной исполнитель получила Украина.
Есть документальные свидетельства того, что исследования в данном направлении носят системный характер и проводились как минимум с 2009 года под непосредственным контролем специалистов из США. Это делалось в рамках проектов P-382, P-444 и P-568. Одним из кураторов такой деятельности была глава офиса DTRA при посольстве США в Киеве Джоанна Уинтролл. "Может, с ней стоит поговорить журналистам?" - предложил Кириллов.
По его словам, в ходе реализации этих проектов были выделены шесть семейств вирусов (включая коронавирусы) и три вида патогенных бактерий (возбудители чумы, бруцеллеза и лептоспироза). Генерал объяснил, что это связано с основными характеристиками таких патогенов - для биологов они привлекательны с точки зрения их способности к заражению. Данные вирусы и бактерии устойчивы к лекарствам и с высокой скоростью передаются от животных к человеку.
Ряд документов подтверждает факт передачи отобранных на Украине биопроб на территорию третьих стран. В том числе в Германию, Великобританию и Грузию. Так, согласно имеющимся материалам, 5 тысяч образцов сыворотки крови украинских граждан передали в аффилированный с Пентагоном Центр им. Р. Лугара в Тбилиси. А 773 пробы - в референс-лабораторию в Великобритании. Кроме того, было подписано соглашение на вывоз неограниченных количеств инфекционных материалов в институт Леффлера в Германии.
"Анализ полученных сведений наводит на мысль, что украинские специалисты не осведомлены о потенциальных рисках передачи биоматериалов, используются по сути "втемную" и не имеют реального представления об истинных целях проводимых исследований", - сделал вывод Кириллов.
У него и его коллег вызывает вполне понятную озабоченность увеличение количества вспышек экономически значимых болезней на территории России и в европейских странах. Только в 2021 году ущерб от птичьего гриппа превысил 1,7 млрд рублей, было уничтожено 6 млн голов домашней птицы.
Генерал рассказал, что в рамках проекта FLU-FLYWAY Харьковским институтом ветеринарной медицины изучались дикие птицы в качестве переносчиков птичьего гриппа. Одновременно оценивались условия, при которых такая передача может приобрести неуправляемый характер, нанести экономический ущерб, создать риски продовольственной безопасности.
По мнению Кириллова, документы подтверждают причастность Харьковского института к сбору штаммов вирусов птичьего гриппа. Поэтому, как считает генерал, деятельность института должна стать предметом международного расследования.
Между тем в Минобороны России продолжает поступать информация о попытках уничтожения биоматериалов и документации в лабораториях Украины.
"Нам известно, что в ходе проведения ликвидационных мероприятий в лаборатории ветеринарной медицины в населенном пункте Хлебодарское работающие сотрудники (граждане Украины) даже не допускались в здание. Данная лаборатория осуществляет взаимодействие с научно-исследовательским противочумным институтом имени Мечникова в Одессе, в котором проводятся исследования с возбудителями чумы, сибирской язвы, холеры, туляремии", - заявил генерал.
Пытаясь замести следы, биоотходы из лаборатории в Хлебодарском вывезли за 120 км в район Тарутино и Березино. "Все указанные факты фиксируются минобороны для последующей правовой оценки", - предупредил Кириллов.
Он сказал и об экстренном уничтожении документов в Херсонской биолаборатории. Одной из причин подобной спешки, по его мнению, может быть сокрытие сведений о возникшей в 2019 году в Херсоне вспышке дирофиляриоза - болезни, которая передается людям комарами.