Теперь нужно решить проблему технического обслуживания Boeing и Airbus, поскольку у российских компаний отозвали сертификаты, говорят эксперты. Впрочем, введенные Евросоюзом и США санкции ударят по самим лизингодателям и производителям самолетов за рубежом, значит, есть почва для компромисса.
Изменения внесены в Воздушный кодекс и другие нормативные акты. Для ускорения регистрации прав на произведенные за рубежом самолеты в российском реестре сроки процедуры сокращены с месяца до 10 дней. Перерегистрация открывает путь для выдачи сертификатов летной годности российскими же структурами. Требования к лабораториям и центрам должен определить минтранс. Чтобы снизить дополнительную финансовую нагрузку на авиакомпании, срок сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности перенесен с 1 января 2022 года на 31 декабря 2023 года.
Евросоюз, США и некоторые другие страны запретили поставлять в Россию самолеты, в том числе в лизинг. Действующие договоры нужно расторгнуть 28 марта. Прекращено техническое обслуживание и страхование рисков.
В России из всего парка почти в 1,4 тысячи воздушных судов около 450 самолетов взяты в лизинг у западных компаний. По различным данным, на Бермудах было зарегистрировано около 750 самолетов, в Ирландии - около 40. После введения санкций в конце февраля некоторые воздушные суда уже арестовали за границей. Ситуация усугубилась, когда 12 марта на Бермудах приостановили сертификаты летной годности зарегистрированных там самолетов российских авиакомпаний. Также поступили и в Ирландии. В Росавиации заверили, что это не повлияет на безопасность полетов. В ответ правительство России приостановило действие соглашения с Бермудами о порядке надзора за зарегистрированными на этой территории самолетами. Такой шаг обеспечил регистрацию самолетов в России.
После регистрации самолетов в отечественном реестре и выдачи сертификатов летной годности авиакомпании смогут летать по России и в страны, не вводившие санкции, говорит руководитель портала "Авиа.ру" Роман Гусаров. Эти процессы идут параллельно, добавляет он. Как сообщили в минтрансе, сейчас шесть российских авиакомпаний выполняют полеты в Азербайджан, Армению, Беларусь, Киргизию, ОАЭ, Таджикистан, Турцию и Узбекистан. На рейсы ставят воздушные суда, у которых отсутствует риск быть задержанными за рубежом, в том числе 147 российских самолетов "Сухой Суперджет-100".
Далее возникает вопрос с запчастями. Он отдан на откуп самим авиакомпаниям, и, как показывает практика, перевозчики его решают. "Авиакомпании не готовы рассказывать, как они это делают, и, возможно, это правильно. Определенные маркеры говорят о том, что вопрос решается", - говорит Гусаров. Запчасти будут получать не за счет демонтажа их с других воздушных судов, в этом просто не смысла. Поставки запчастей организуют через третьи страны, считает эксперт.
В поставке запчастей заинтересованы сами производители. Компании Boeing и Airbus планировали продать в Россию в ближайшие 20 лет более тысячи узкофюзеляжных самолетов на сумму 180 млрд долларов, замечает руководитель портала "Авиация России" Андрей Величко.
Потери будут и у лизингодателей. В полном возвращении самолетов они не заинтересованы, так как эти суда нужно где-то парковать, обслуживать. Но и удержание самолетов в России также принесет лизинговым компаниям убытки, по оценкам The Times, до 10 млрд долларов.
Кроме того, 12 марта Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) запретило организациям, которые занимаются техническим обслуживанием самолетов, продлевать сертификаты летной годности. Техобслуживанием самолетов Boeing и Airbus в России занимаются, например, S7 Technics и "А-Техникс". Теперь их сертификаты EASA отозваны, говорит Величко. Есть российские сертификаты, но придется легализовать обслуживание импортных самолетов. Как сообщили в "Аэрофлоте", Росавиация разрешила "А-Техникс" обслуживать зарубежные самолеты. У лизингодателей будут огромные потери, поскольку стоимость самолетов, использовавшихся в России при неконтролируемом Западом обслуживании, многократно снизится.
Тем временем проблемы пассажирских авиакомпаний затронули и грузовых перевозчиков. Авиагруппа "Волга-Днепр" резко сократила число полетов, не выполняют зарубежные рейсы авиакомпании AirBridgeCargo, "Атран", свидетельствуют данные FlightRadar 24. По данным РБК, в январе-феврале 2022 года самолеты "Волга-Днепр" совершали ежедневно несколько десятков рейсов.