17.03.2022 08:11
    Поделиться

    Что делают в ДФО для налаживания поставок пиломатериалов за рубеж

    В 2022 году лесная отрасль работает в условиях целого "букета" ограничений. С 1 января полностью прекращен вывоз из страны кругляка или грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород.

    - С этой же даты введен запрет на экспорт пиломатериалов через автомобильные пункты пропуска, - говорит министр лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края Константин Степанов. - Только в нашем регионе через них вывозилось больше 200 тысяч тонн лесных грузов в год. Соответственно, возросла нагрузка на железнодорожные погранпереходы.

    И это при том, что в целом объемы поставок лесных грузов снизились в несколько раз по сравнению с показателями декабря за счет запрета на вывоз необработанных бревен.

    Основной экспортный поток продукции дальневосточного лесопромышленного комплекса идет в Китайскую Народную Республику.

    - Сотрудничество в лесной отрасли всегда было ключевым в сфере китайско-российского взаимодействия, - отмечает заместитель губернатора провинции Гуандун Чжан Синь. - Провинции Хэйлунцзян и Гуандун имеют с Россией тесные связи в производственной цепочке по обработке древесины. Так, Хэйлунцзян обладает развитой деревообрабатывающей промышленностью, а Гуандун - важный центр Китая по производству, продаже и экспорту мебели.

    Российские специалисты отрасли указывают на логистические ограничения во внешнеэкономической деятельности и возможности их скорейшего устранения. Так, в правительстве Приморского края считают, что в кратчайшие сроки нужно открыть автомобильные пункты пропуска для пиломатериалов. Соответствующее обращение губернатора направлено в адрес трех вице-премьеров.

    - Между Россией и Китаем сейчас действуют два железнодорожных погранперехода: Гродеково - Суйфэньхэ в Приморье и Забайкальск - Маньчжурия в Забайкалье, - напоминает председатель ассоциации "Дальэкспортлес" Александр Сидоренко. - Для лесопромышленников, скажем, Хабаровского края до этих пунктов пропуска далековато. К тому же железнодорожная инфраструктура на подходах к ПП Гродеково - Суйфэньхэ как бутылочное горлышко: много вагонов простаивает в Уссурийске, там большое число брошенного подвижного состава. Но построен железнодорожный трансграничный мост через реку Амур в зоне погранперехода Нижнеленинское - Тунцзян в Еврейской автономии. Предприятиям Хабаровского края, ЕАО, Амурской области удобнее работать через него, чем через Гродеково - Суйфэньхэ. Как только этот пункт пропуска будет открыт, мы как экспортеры все туда пойдем. А Гродеково - Суйфэньхэ станет локальным хабом Приморского края.

    По мнению Константина Степанова, ограничения возможностей железной дороги по перевозке уже заготовленной древесины связаны и с действующим порядком выполнения заявок на предоставление вагонов.

    - Заявки удовлетворяются в соответствии с принципами недискриминационного доступа к инфраструктуре РЖД. Но этот принцип позволяет компаниям, не имеющим реальной грузовой базы, такие заявки согласовывать, а потом их спекулятивно продавать, - объясняет министр. - Сейчас мы намерены в ручном режиме обеспечивать вывоз грузов, и в этом нас поддерживает руководство Дальневосточной железной дороги. Может быть, перепишем недискриминационный порядок и сделаем его дискриминационным, чтобы те, у кого реальной грузовой базы нет, доступа к инфраструктуре ДВЖД не имели?

    Между тем

    В новых условиях приостановлены поставки импортного оборудования и запчастей для лесной отрасли России.

    - Это достаточно сложный вызов для нас, - признает министр лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края. - Но большинство аналогов западного лесоперерабатывающего оборудования производится в Китае, хотя они и не всегда сопоставимы по качеству. Лесозаготовительную технику компенсировать будет намного сложнее. Думаю, рынок тягачей и лесовозов достаточно быстро заместят наши белорусские партнеры и сделают это с удовольствием. Не останется в стороне и "КамАЗ". По производительности эта техника уступает тем машинам, на которых мы уже привыкли работать. Но это не фатально.

    Поделиться